Соединения разъемные и неразъемные в инженерной графике на чертежах с примерами

  • Шлицевые соединения
      Изображение шлицев на стержне
  • Изображение шлицев в отверстии
  • Разъёмные соединения их классификация и назначение
      Соединения резьбовые
  • Болтовое соединение
  • Шпилечное соединение
  • Соединение винтами
  • Конструктивное, упрощенное и условное изображения резьбовых соединений
  • Соединение клином
  • Соединение с применением штифтов
  • Шпоночное соединение
  • Шлицевые соединения
  • Неразъёмные соединения
      Клёпаные соединения
  • Соединение пайкой
  • Соединение склеиванием
  • Сварные соединения
  • Соединения разъемные и неразъемные:

    Соединения деталей в приборах и машинах весьма разнообразны по своему назначению, конструкции, технологии изготовления.

    Соединения подразделяют на разъемные и неразъемные.

    Разъёмные соединения их классификация и назначение

    Классификация и назначение разъёмных соединении

    К разъёмным соединениям относятся: резьбовые, соединения с помощью штифтов, клиньев и шпонок, а также зубчатые (шлицевые) соединения и другие.

    Разъёмное соединение позволяет многократно выполнять его разборку и последующую сборку; при этом целостность деталей, входящих в соединение, не нарушается.

    Соединения резьбовые

    Соединения резьбовые — это соединения, при которых на одной из деталей нарезана наружная, а на другой — внутренняя резьба. Это соединение получается навинчиванием одной детали на другую.

    Болтовое соединение

    Оно состоит из болта, гайки и шайбы и скрепляемых деталей. В деталях 1 и 2 просверлено отверстие диаметром больше диаметра резьбы болта ( ). В отверстие вставляют болт 3, надевают шайбу 5 и навинчивают гайку 4 (рисунок 17.1).

    Особенности при выполнении болтового соединения:

    1. На чертеже соединения проставляют лишь три размера: диаметр резьбы, длину болта и и диаметр отверстия в скрепляемых деталях;
    2. Головку болта и гайку на главном изображении принято показывать тремя гранями;

    Шпилечное соединение

    Шпилечное соединение состоит из шпильки, гайки, шайбы и скрепляемых деталей (рисунок 17.2).

    В детали 1 сверлят гнездо, в котором нарезают резьбу. Шпильку 3 резьбовым концом завинчивают в гнездо. В детали 2 просверливают отверстие диаметром 1,1 d и надевают ее на шпильку. Затем на шпильку надевают шайбу 5 и навинчивают гайку 4.

    Особенности выполнения шпилечного соединения:

    1. Линия раздела скрепляемых деталей должна совпадать со сбегом резьбы ввинчиваемого резьбового конца шпильки;
    2. Гнездо под шпильку оканчивается конусом под углом 120°. Этот конус носит технологический характер и получается от сверла;

    Соединение винтами

    Винтовое соединение состоит из винта и скрепляемых деталей (рисунок 17.3).

    В детали 1 просверливают гнездо, в котором нарезают резьбу. В присоединяемой детали 2 просверливают отверстие диаметром 1,1 d. Винт свободно входит в отверстие детали 2 и ввинчивается в деталь 1.

    Коническая головка винта, называемая потайной, не должна выступать над поверхностью детали.

    Шлиц в головке для отвертки располагают на видах спереди и слева перпендикулярно к фронтальной и профильной плоскостям проекций, а на виде сверху — условно под углом 45 градусов.

    Если диаметр головки винта на чертеже меньше 12 мм, то шлиц изображают одной утолщенной линией.

    Конструктивное, упрощенное и условное изображения резьбовых соединений

    Различают конструктивное, упрощенное и условное изображение крепежных деталей и их соединений.

    При конструктивном изображении размеры деталей подбирают и вычерчивают по соответствующим стандартам.

    При упрощенном изображении размеры крепежных деталей определяют по условным соотношениям в зависимости от диаметра резьбы.

    Условное изображение применяют в том случае, когда диаметр стержня менее 2 мм.

    В упрощенных изображениях резьба показывается по всей длине стержня крепежной резьбовой детали. Фаски, скругления, а также зазоры между стержнем детали и отверстием не изображаются. На видах, полученных проецированием на плоскость, перпендикулярную оси резьбы, резьба на стержне изображается одной окружностью, соответствующей внутреннему диаметру резьбы (дуга, соответствующая внутреннему диаметру резьбы, не изображается). На этих же видах не изображаются шайбы, примененные в соединении. На упрощенных изображениях конец отверстия детали не изображается (рисунок 17.4).

    Соединение клином

    Соединение клином применяется в случае необходимости быстрой разборки и сборки соединяемых деталей машин, а также стягивания деталей с регулированием соответствующих зазоров между ними (рисунок 17.5).

    Клин представляет собой брусок, имеющий с одной стороны скос с определенным уклоном. По краям и торцам клин скругляется.

    Соединение с применением штифтов

    По форме штифты разделяются на цилиндрические и конические. Применяют штифты для взаимной установки деталей, а также в качестве соединительных и предохранительных деталей.

    Шпоночное соединение

    Шпонки применяются для разъёмного соединения деталей при передаче вращающего момента и осевой силы. Шпоночное соединение состоит из колеса, вала и шпонки. В специальную канавку-паз, выполненную на валу, вставляют шпонку и насаживают на вал колесо так, чтобы паз ступицы колеса попал на выступающую часть шпонки.

    Размеры конструкции шпонок стандартизованы и зависят от диаметра вала. Между верхней нерабочей гранью шпонки и гранью паза ступицы должен оставаться небольшой зазор. По конструкции шпонки подразделяются на призматические (рисунок 17.7, исполнение 1), сегментные (рисунок 17.8) и клиновые (рисунок 17.9).

    Примеры обозначения:

    1. призматической шпонки — Шпонка ГОСТ 23360-78, где 2 -исполнение (один торец скругленный, другой — прямой); 12×8 — сечение; 45 -длина шпонки;
    2. клиновой шпонки — Шпонка ГОСТ 24068-80 (исполнение 1 не указывается);
    3. сегментной шпонки — Шпонка ГОСТ 24071-80, где 10 — ширина; 16 -высота шпонки (исполнение 1 не указывается).

    Шлицевые соединения

    Зубчатое, или шлицевое, соединение какой-либо детали с валом образуется выступами, имеющимися на валу, и впадинами такого же профиля во втулке или ступице. (Шлицевое соединение можно рассматривать как «многошпоночное» соединение, в котором шпонки выполнены заодно с валом и расположены параллельно его оси). По сравнению со шпоночным соединением оно способно передавать большие крутящие моменты, легко осуществлять общее центрирование втулки и вала и их осевое перемещение.

    Его применяют в ответственных конструкциях машиностроения.

    Существуют стандартные шлицы прямобочного и эвольвентного профиля в поперечном сечении. Шлицы треугольного профиля нестандартизированы. Шлицы в продольном разрезе условно не штрихуются. В поперечном разрезе (сечении) разрешается показывать профиль одного зуба и двух впадин. Остальные обозначаются окружностями: вершины зубьев — сплошной основной линией, а впадин — сплошной тонкой. Изображение шлицевого соединения (рисунок 17.11) с прямобочными шлицами отличается от изображения соединения с эвольвентными (рисунок 17.12) тем, что у последнего имеется линия делительной поверхности (штрих-пунктирная линия).

    Основная условность в изображении шлицевых соединений заключается в том, что в продольном разрезе изображают только ту часть шлицов втулки, которая не закрыта шлицами вала.

    В условное обозначение для прямобочных шлицов входит: обозначение поверхности центрирования (буквы D, d или b), количество шлицов z, диаметр впадин d, диаметр выступов D, ширина шлица b. Кроме того, должны быть указаны обозначения полей допусков.

    На рисунке 17.13 показан пример обозначения в соединении, на рисунке 17.14 — на валу, на рисунке 17.15 — в отверстии.

    Поверхность центрирования D, z=8; d = 36мм, D = 40мм, b = 7мм.

    Шпоночное

    Шпонки фиксируют вал с деталями, которые передают вращение и колебание. Конструкция таких элементов может быть призматическая, клиновая, сегментная, тангенциальная. Такой крепеж образует следующие виды соединений:

    • Ненапряженные осуществляются с помощью призматических сегментных шпонок. При сборке нет предварительного напряжения.
    • Напряженные производятся тангенциальными и сегментными шпонками. При сборке появляется монтажное напряжение. Используются для сложных механизмов.

    Неразъёмные соединения

    К неразъёмным соединениям относятся: клёпанные, сварные, полученные пайкой, склеиванием, путём запрессовки деталей с натягом.

    Клёпаные соединения

    Клёпаные соединения применяются в соединениях деталей из металлов, в основном плохо поддающихся сварке, при соединении металлических изделий с неметаллическими (рисунок 18.1). Эти соединения применяют в конструкциях, работающих под действием ударных и вибрационных нагрузок.

    Заклёпка представляет собой стержень круглого сечения, имеющий с одного конца головку, форма головки бывает различной.

    Соединение пайкой

    При соединении пайкой в отличие от сварки место спайки нагревается лишь до температуры плавления припоя, которая намного ниже температуры плавления материала соединяемых деталей. Соединение деталей получается благодаря заполнению зазора между ними расплавленным припоем. Швы при пайке изображают условно согласно ГОСТ 2.313-82 линией в два раза толще сплошной основной линии и обозначают условным знаком, который наносится на линии-выноске от сплошной основной линии.

    Шов выполненный по замкнутой линии (по периметру), обозначают линией-выноской, заканчивающейся окружностью диаметром 3…5 мм (рисунок 18.2).

    Соединение склеиванием

    Шов, получаемый при склеивании, изображают так, как и шов при пайке, только в обозначении ставят другой значок (рисунок 18.3).

    Сварочное

    Чем они особенны? Такие виды соединений образуются за счет нагрева и наплавления материала в месте крепления с образованием сварного шва. Это сцепление считается одним из самых распространенных.


    Существует несколько вариантов сварки. Самые популярные из них:

    • Сварка электродугой. Можно выделить три основных подвида: автоматическая под флюсом (отличается высокой производительностью и качеством, используется в массовом производстве), полуавтоматическая под флюсом (используется для коротких прерывистых швов), ручная (пониженная скорость производительности, качество зависит напрямую от опыта сварщика).
    • Контактная сварка. Применяется на массовом производстве для тонколистного металла. Шов выполняется нахлесточный.

    Один из популярных вариантов крепления представлен на фото.


    Часто применяется и в загородном строительстве.

    Обозначения типа присоединительной резьбы

    Зачастую в интернет-каталогах сложно разобраться, какая резьба имеется у той или иной детали — внутренняя или наружная. Особенно это актуально, когда нет подробного рисунка или фотографии с нужного ракурса. В большинстве случаев, в описаниях деталей употребляется аббревиатура НР (наружная резьба) и ВР (внутренняя резьба). Например «тройник 1/2′ ВР-НР-ВР».

    Также, для обозначения типа резьбы могут использоваться буквы Г (гайка — внутренняя резьба, на английском буква F) и Ш (штуцер — наружная резьба, на английском буква M). Например «Подключение для полотенечника прямое 1′-3/4′ Г-Ш».

    Правая резьба не имеет никаких дополнительных обозначений, если же имеется левая резьба, то в аббревиатуру добавляется буква Л (L).

    Возможно вам будет полезно: «Как герметизировать резьбовые водопроводные соединения»

    Клепочная фиксация

    Этот способ сцепления применяется в основном для соединения листового металла и фасонных профилей. Технологическое отверстие в поверхностях осуществляют сверлением, далее вставляется клепка.


    За счет механического воздействия стержень и головка деформируются, заполняют и фиксируют отверстие. Такую операцию производят ручным и механизированным способом. Клепками фиксируют материал, не поддающийся сварным работам, пайке, склеиванию, и к деталям, где надо оттянуть разрушающий процесс.

    Что такое фитинг

    Фитинг

    — это деталь соединения трубопровода. Название это «забугорное», там любят все укороченное, чтобы было легко выговорить на бегу жующим ртом. Вот наше определение фитинга из ГОСТ 15763-2005:

    «Детали соединений трубопроводов
    : Корпусные детали (штуцера, угольники, тройники, крестовины, заглушки, пробки), соединительные детали (накидные и установочные гайки, контргайки, болты, фланцы) и уплотнительные детали (врезающееся кольцо, зажимное кольцо, приварные и паяные ниппели, прокладки и т.п.), обеспечивающие в сборе соединение трубопроводов.»

    Малоинформативное название, не правда ли? Собственно эта статья написана для того, чтобы рассмотреть эти самые детали более подробно.

    Более конкретное значение имеет термин «муфта», однако и он имеет довольно широкий перечень деталей. Муфта

    (сантехническая) — это деталь соединения двух труб между собой. Соединяемые трубы могут быть как одинаковых, так и разных типов (и диаметров).

    Муфты бывают обычные резьбовые (чугунные, латунные или бронзовые); комбинированные, для соединения металла с полипропиленом (разборные и неразборные); под пайку (полипропилен или медь); компрессионные, для соединения металла с различными пластиками (сшитый полиэтилен или металлопластик), которые чаще называют цангами.

    На практике, муфты для металлопластиковых труб и труб сшитого полиэтилена (PEX-AL и PEX) чаще называют фитингами, хотя термин «муфта» к ним также применим.

    Рейтинг
    ( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
    Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
    Для любых предложений по сайту: [email protected]