Русские умельцы всегда славились своим мастерством художественной резьбы по дереву. На протяжении столетий из поколения в поколение они передавали секреты своего умения изготовлять деревянные ложки. Русское слово “ложка”, по мнению ученых, произошло от слова “лог” – овраг, углубление.
Она очаровывает всех неповторимым колоритом. Для изготовления деревянных ложек используют экологически чистый материал: липу, осину, клен, рябину, поэтому пользоваться деревянными ложками полезно для здоровья. Деревянные ложки не портят вкуса приготовленной пищи.
История деревянной ложки берёт своё начало десять веков тому назад. В каждой стране ложки делали, используя разные материалы: дерево, слоновую кость, ракушки, бронзу и серебро. В России до 18 века пользовались деревянными ложками. Словарь Даля содержит толкование названий ложек: боская, межеумок, тупоносая, разливная, носатая, бутырка, белая, полубоская, тонкая и другие названия. Впервые «русские деревянные ложки» упоминаются в «Повести временных лет» в 996г.
Расписывать ложки начали намного позже, начиная с XIX века. Создавая такую ложку, необходимо было выполнить 52 операции. Деревянную ложку отесывали из баклуши топориком, затем теслой, остругивали ножом и резали кривым резаком, а черенок и коковку обрабатывали ручной пилой. Украшали деревянные ложки резьбой и расписным узором.
Материалы и форма
Ложка может быть деревянной, металлической, пластиковой, может совмещать несколько видов материалов одновременно.
Выполненная из любого материала. Ложка состоит из трех частей:
- Черпало – округлая выгнутая часть предмета, с помощью которой зачерпывается пища.
- Держало – часть, за которую держат.
- Перемычка – соединение двух указанных частей.
История появления ложки
Это столовый прибор необходимость человечества, и является самым популярным инструментом для стола на всем земном шаре. Ложка настолько древнее сооружение, что невозможно даже приблизительно указать начало пользования прибором.
Конечно, пришлось измениться предмету быта со времен Адама и Евы. Однако общее сходство в находимых инструментах древности сохраняется.
Первобытные люди использовали в ее качестве морские раковины. Такие доисторические предметы быта подтверждаются раскопками приблизительно 3 век до нашей эры. И в настоящее время ими пользуются аборигены Африки. Вместо ложек они предпочитают раковины моллюсков, напоминающих форму ложек.
Со временем их стали создавать из глины, обжигая на огневищах. Такие ложки представляли собой крохотный горшочек с маленькой ручкой.
Первые упоминания о выточенных деревянных ложках в «Повести временных лет». Жители Древней Греции и Рима умудрялись создавать ложки бронзового и серебряного состава.
Научились обрабатывать рога и кости, появились крепкие долгоживущие столовые приборы. Производили ложки также из дерева, в более поздний период их стали раскрашивать узорами.
В средние века появились металлические, золотые, серебряные и алюминиевые столовые приборы. Алюминиевые приборы были в то время дорогими, их предлагали только высокочтимым гостям.
Ту форму, что имеет сейчас, ложка приобрела в 18 веке. Тогда же завезли из Китая и чайные церемонии вместе с чайными ложками и другими кухонными приспособлениями.
Со стилем барокко, удлиняется рукоятка прибора. Широкие рукава и пышный воротник жабо послужили такому новшеству, иначе придворные вельможи не могли справляться с едой, не запачкавшись.
Получившие негласно высокие оценки столовые серебряные приборы, стали заменять сплавом никеля цинка и меди, которые по виду сложно было отличить от драгоценного металла. Так в моду вошли инструменты из аргентина или мельхиора.
Прошлый век прославился созданием нержавеющей стали, поэтому приборы стальные заполонили прилавки магазинов.
Пошаговая инструкция
Выбранный кусок бревна нужно распилить или разрубить топором пополам. На плоской стороне карандашом намечается контур предстоящего изделия. Затем пилой удаляются ненужные участки. При помощи топора следует первично придать форму внешней округлой части. Также необходимо срезать слой древесины для создания нужного угла между черпаком и рукояткой. Место их соединения следует закруглить напильником.
Следующий шаг – шлифовка. Для удаления грубых элементов можно воспользоваться наждачной бумагой крупного калибра. А чтобы деревянная ложка (своими руками сделать её не так уж и сложно) была более приятна на ощупь, завершить процесс необходимо «нулёвкой». Для большего удобства в шлифовальный элемент заворачиваем палочку.
Далее следует приступить к вырезанию углубления. При помощи стамески из заготовки выскребают небольшими кусочками древесину. Обязательно нужно следить за толщиной, чтобы она не получилась слишком маленькой. Далее нужно зачистить древесину. Для этого можно две полоски наждачки прикрепить к палке с округлым концом, расположив их крестообразно. После окончания работ готовые деревянные ложки можно пропитать растительным маслом. Для улучшения процесса впитывания жидкость подогревают.
Современные ложки
В настоящее время столовые приборы создают из большого количества материалов:
- титановые,
- медные,
- пластиковые,
- золотые.
Рассмотрим самые популярные материалы:
- Нержавейка. Самый популярный вид столовых приборов. Изделия легко чистятся, прочны, не подвергаются ржавчине, имеют хорошее качество, без тусклости. Хорошая цена.
- Хромникелевая сталь. Обладает всеми указанными свойствами. Значительно дороже. Отличие от нержавейки в золотом отливе предметов.
- Алюминий. Несколько десятилетий назад был очень популярен среди столовых приборов. В настоящее время мало продукции из-за внешнего вида. Ложки легко согнуть, плохо моются, со временем темнеют. Был популярен по причине дешевости товара.
- Дерево. В настоящее время используют как расписной подарок или инструмент музыки. На редких кухнях можно встретить как использующий черпак, лопатку для помешивания или настенный декорированный предмет.
- Керамика. Используется в состоянии декоративного украшения, как предмет быта в дорогих заведениях из-за высой стоимости изделий.
- Пластик. В некоторых европейских странах запрещен. При употреблении чаще встречается в походных условиях.
- Серебро. Качественный дорогой красивый материал. При плохом уходе может выглядеть потемневшим. Показатель материального благополучия.
- Мельхиор. Привлекателен, но со временем может темнеть.
Protey’s wood & Protey’s travels
Отступление. Рассуждения о покрытии готовых изделий и причинах их порчи. Начав изготовление ложек меня весьма озадачил вопрос покрытия изделий, контактирующих с пищей. В Интернете можно прочитать массу противоречивых мнений и навязчивых советов. Если отбросить «волшебные составы» и сложную мешанину компонентов, к которым я отношусь со скептицизмом и настороженностью, то получается, что в рунете кроют преимущественно льняным маслом, в англоязычном – чем попало: абрикосовым, ореховым, оливковым, кукурузным, льняным, тунговым… Проанализировав найденную информацию и проведя собственное тестирование у меня появилось собственное мнение на этот счет, которое я позволю себе изложить. Как известно дерево с водой не дружит. Вернее периодические увлажнения и высыхания приводят древесину к порче. Поверхность становится шершавой на ощупь, теряет внешнюю привлекательность и даже может потрескаться. Предохранить поверхность древесины от проникновения внутрь влаги можно лишь одним способом – покрыть ее непроницаемой пленкой. Оказывается это по силам только пленкообразующим покрытиям, а именно – лакам и краскам. Думаю, многие из нас сталкивались с массовой продукцией деревообработки. Это всевозможные сувениры, декоративная посуда, ложки, шкатулки, бижутерия. В большинстве случаев эти творения покрыты обычным лаком или росписью на основе лаков. Это снижает требования к подготовке поверхности, упрощает производство и как следствие снижает себестоимость. К достоинствам подобного подхода стоит отнести довольно высокую влагостойкость покрытий. К примеру, знаменитые хохломские расписные ложки и деревянные плошки покрыты лаком в несколько слоев и потому не боятся воды. Наверняка многие помнят эти обычные атрибуты возрождения народных промыслов, встречавшиеся на большинстве малогабаритных кухонек времен развитого социализма верой и правдой служивших хозяйкам, несмотря на суровые условия «варочного цеха»… Но как быть в случае, если надо показать естественность и красоту натурального дерева, если поверхность изделия должна остаться «незачехленной» пленкой лака, но по возможности защищена от воздействия окружающей среды и в первую очередь влаги? Эту задачу можно решить с помощью пропитки натуральными маслами и восками. Масла, впитываясь в древесину, заполняют собой поры и «не оставляют места» для воды. Пропитка придает изделиям относительную влагостойкость, но на поверхности масло довольно быстро стирается и вымывается, в результате чего приповерхностные слои теряют свои свойства. К счастью, в отличие от пленкообразующих покрытий, пропитку можно легко восстановить, для чего достаточно протереть поверхность деревянного изделия маслом и древесина впитает его утерянную часть. Пропитка изделия маслом или воском – наиболее древние способы придания водоотталкивающих свойств дереву. Как же выбрать «лучшее» масло? Увы, я не знаю конкретного ответа. Чтение многочисленных опусов на эту тему лишь углубило меня в сомнении, что такового не существует. Тем не менее, на основе собственных наблюдений и опытов, а также рекомендательной статистики из различных профильных источников приведу субъективный рейтинг популярности пропиток. Отмечу, мои рассуждения касаются покрытия деревянных ложек и посуды, контактирующей с пищей, потому я привожу собственную оценку лишь натуральных компонентов без модификаций и добавок, ускоряющих высыхание, добавляющих блеск, защищающих от гниения и т.п.
1. Натуральное тунговое масло. Получается из плодов тунгового дерева, произрастающего в Китае и ряде стран Юго-восточной Азии. Оттого нередко в среде краснодеревщиков называется китайским. По сведениям историков, в Китае это легендарное масло использовалось для обработки дерева более 2000 лет. Относится к медленно высыхающим маслам. Лабораторные эксперименты по длительности высыхания я не проводил, но субъективно высыхание «на отлип» около двух суток. Пропадание характерного запаха – по мнению специалистов, свидетельство полной полимеризации, – более месяца. В сетевых источниках приводятся данные от нескольких дней, до нескольких недель. Глубоко пропитывает древесину. После высыхания затвердевает и упрочняет слои, по водозащитному действию приближаясь к лаковому покрытию. Эксперимент с водой (оставление лужицы воды на покрытии до высыхания) показал, что при длительном воздействии воды на поверхности тунговой «пленки» образуются белесые пятна. Подавляющим большинством «заграничных» столяров считается «лучшим маслом». Трудно спорить с такой оценкой при взгляде на тщательно подготовленную и покрытую тунговым маслом благородную поверхность изделий, особенно из ценных и твердых сортов дерева.
2. Натуральное льняное масло. Также относится к высыхающим маслам. По справочным сведениям время высыхания больше чем у тунгового. Для ускорения высыхания льняное масло кипятят и добавляют сиккативы (ускорители высыхания). В результате получают широко известный кроющий состав – олифу. Я не работаю с льняным маслом и потому не имею своего мнения на его счет. На Руси ложки испокон веков пропитывали льняным маслом. Но это вовсе не означает, что оно лучшее, просто льняное было самым дешевым и доступным. В настоящее время найти натуральное льняное масло можно, пожалуй, лишь в диетических отделах продуктовых магазинов или специализированных магазинах для художников. Иначе можно нарваться либо на олифу, либо вообще чёрт знает на что с кучей добавок, о составе которых производитель скромно умалчивает. И если для покрытия стены сарая особой разницы нет, то для изделий, контактирующих с пищей выбор покрытия должен быть более осторожным. В состав модифицированного масла обязательно входит сиккатив на основе соединений свинца, кобальта, марганца, циркония, лития, стронция и т.п. И хотя содержание добавок весьма мало, сложно убедить себя или пользователей продукции в их безопасности.
3. Минеральное вазелиновое масло. Относится к невысыхающим маслам. Без цвета, без запаха, безвредно для человека. Применяется в медицине. Производится из нефти. Быстро вымывается с поверхности, но столь же быстро наносится повторно. Продается в аптеках или в церквях в качестве масла для лампад. Вазелиновым маслом я пропитываю ложки, предназначенные для практического использования.
4. Составы на основе пчелиного и карнаубского воска. Воск как таковой сложно использовать для пропитки, в силу его твердости. Обычно используют мастики, в которых воск смешивают со скипидаром (смесь эфирных масел, получаемая из хвойных деревьев) или натуральным маслом (льняным или тунговым). После обработки, скипидар довольно быстро улетучивается и остается лишь восковое покрытие. Хотя справедливости ради стоит отметить, что прием скипидара внутрь нежелателен в силу его ядовитости. Но количество скипидара в мастике мало изначально, кроме того, он летуч, как любое эфирное масло и быстро выветривается из изделия. Наличие скипидара в поверхностных слоях можно определить по наличию характерного запаха, после исчезновения которого я считаю покрытие безопасным. При нанесении в нагретом состоянии восковые мастики глубоко проникают в поры древесины и аналогично маслу «не оставляют места» воде. Слой воска на поверхности придает изделию характерный блеск, получивший название «восковой». Со свежих вощеных поверхностей капли воды скатываются. Но если оставить капли воды на поверхности изделия надолго, то в результате появятся белесые пятна, которые будет сложно удалить. Иногда воском покрывают уже пропитанные маслом изделия для придания им благородного блеска. Я покрываю пчелиным воском декоративные изделия и коллекционные ложки. Хотя считаю классический восковой состав (воск + скипидар) безопасным для контактов с пищей.
Остальные покрытия на основе масел примерно похожи по свойствам и, по моему мнению, успех их применения больше зависит от предпочтений того или иного мастера или доступности в регионе. Полемика на тему «лучшего» масла нередко встречается на столярных форумах, довольно аргументированные доводы можно прочитать в статьях солидных журналов по деревообработке. Но, по-видимому, человечество до сих пор так и не изобрело лучшего масла и лучшего покрытия, а потому, оставлю этот вопрос открытым.
Виды ложек
- Столовая. Объем этой ложки 18 миллилитров. Она предназначена для употребления жидких блюд: супов, каш. Сложно представить свою жизнь без этого столового прибора.
- Десертная. Объем ложки обычно на половину от столовой. Создана для поедания десерта, различных лакомых блюд: варенье, мороженное, суфлейные вкусняшки.
- Чайная. Объем 5 миллилитров. Ею размешивают сахар. Однако очень часто именно ею лакомятся сладостями, а не десертной.
- Кофейная. Объем 3 миллилитра.
Вспомогательные ложки
Для приготовления разных блюд хозяйке помогают разновидности ложкового семейства.
Разливная, половник. Это все разные названия одного кухонного прибора. Объем такого инструмента от 100 мл и больше. Каждая хозяйка имеет несколько поварешек, потому что все они предназначены для зачерпывания супов, компотов и других жидких блюд.
Неудобно во время обеда пользоваться одним черпаком для всех перемен стола. Имея в запасе половники разных размеров, можно наливать блюда определенных одинаковых порций.
Соусная. Предназначена для подачи соусов. Очень удобно наливать через специальный носик, попадая на стейк или котлету.
Ложечка для специй – самая миниатюрная в перечне столовых приборов. Это и понятно много соли или перца не съешь.
Как музыкальный инструмент
Впервые их в этом качестве стали использовать скоморохи, которые сопровождали веселые песни и частушки ритмичным постукиванием друг об друга. Этот обычай дошел и до наших дней. Любой ансамбль народных песен обязательно должен иметь в арсенале ложки для игры. Теплые, мелодичные звуки стали «душой» любого русского гулянья.
Очень полезно обучать маленьких детей игре на этом инструменте. Это развивает не только чувство ритма и мелкую моторику, но и позволяет снять чрезмерную активность маленьких непосед и привить им традиции наших предков. Замечено, что у детей, обучавшихся играть на таком инструменте, в школе был самый ровный и красивый почерк.
Ложечные традиции
- Много веков серебряная ложка была подарком ребенку на вылезание первого зубика. Старой России серебряным десертным прибором награждался поступивший гимназист, а выпускника потчевали столовым.
- Красивое кованное серебро всегда в модных приобретениях и как подарок выглядит роскошно.
- Расписанную деревянную утварь передавали молодоженам в знак стабильности и достатка.
- Кембриджским студентам- плохишам по математике, до 19 века в утешение дарили очень большую ложку. Эта история уводит в старую Англию, где не выигравшим на состязаниях преподносили приз утешения – ложку.
- Казанские студенты до 20 века перед экзаменами клали чайные ложки всего дома под шкаф с книгами.
- Сальвадор Дали перед сном брал ложку из металла в руку, под ней ставил железную миску. Засыпая, художник выпускал из рук прибор, он ударялся с громким звуком. Художник просыпался и записывал то, что ему приснилось. По его словам, так пришли самые грандиозные идеи полотен.
Резьба
Нередко посуду из дерева украшают. Это может быть как незатейливый рисунок, так и замысловатые узоры. Все зависит от умения и желания мастера. Если у человека мало опыта в создании орнаментов, то можно обратиться к специализированным сайтам. На них в большом объёме представлены материалы различной сложности.
Если вы знаете, что работа ограничится одним или двумя изделиями, то приобретать много разного инструмента нет смысла. Используя подручные средства, также можно украсить деревянные ложки. Фото демонстрируют различные приспособления для профессионалов. Это ножики-косячки, плоские, угловые и полукруглые стамески, клюзары, лобзик, рашпили. Однако для выполнения простого узора будет достаточно остро заточенного ножа. Лучше, если лезвие будет коротким и широким.
На необработанную рукоятку наносится рисунок карандашом (если геометрический, то с использованием линейки) или копируется орнамент с кальки. Чаще всего резьба имеет трёхгранное углубление. Для того чтобы его выполнить, нужно по сторонам от основной линии рисунка провести две вспомогательных, обозначив ширину разреза. Сначала строго вертикально прорезается основная полоса. Затем нож приставляют к боковым отметкам и делают надрезы под углом 45 градусов. Затем процедура повторяется с противоположной стороны. Вырезанная древесина сама должна выйти из получившегося паза.
Если рисунок более витиеватый, то он выполняется такими же канавками, но менее глубокими. Основной надрез ведётся по линии разметки. Для выполнения боковых срезов не обязательно прочерчивать вспомогательные контуры. Небольшие колебания формы желобка допускаются для подчёркивания рельефа изображения.