История возникновения ложки: от древности до современности

Как появилась ложка

Ложкарное ремесло, наверное, самое древнее из всех народных промыслов. Ведь ложка – самый ходовой предмет бытовой утвари и в богатом дворце и в крестьянском подворье. Когда и как появилась ложка в обиходе современного человека? Первые сведения о ложке доходят к нам из эпохи неолита, тогда этот предмет изготовлялся из глины и имел форму, отличающуюся от привычной нам сегодня. В античные времена ложки делали из кости, рога, металла.

А вот уже в Европе ложка завоевала популярность как деревянный предмет столовых приборов. На Руси ложка появилась при киевском князе Владимире.

Деревянная посуда была самой популярной на Руси. Если миски и чашки, ещё могли быть из глины, то ложка уж точно удобнее всего из дерева.

Первое упоминание о русских ложках встречается в «Повести временных лет», где описан пир у князя Владимира. Этот пир знаменит тем, что дружинники возмутились, когда их стали потчевать не с серебряных ложек, а с деревянных.

Князь тут же велел ковать серебряные, сообщается далее в предании. Однако деревянная ложка еще долго бытовала на Руси, несмотря на то, что бурное развитие металлургии приводило к вытеснению деревянных предметов из обихода.

Самым известным центром по производству деревянных ложек ещё с XVIII в. стал Семёнов, который тогда был маленьким селом.

Рождение ложки

Ложкарный промысел был распространён в Вятской, Архангельской, Оренбургской губерниях. Особенно широкого развития он достиг в Нижегородской. Более, чем в 130 сёлах Семёновского уезда занимались ложкарным делом на промышленной основе.

На Нижегородской земле издавна ловко резали ложки. Но, по-истине популярными они стали, благодаря уникальной технологии — хохломской росписи. Такие ложки не боялись ни воды, ни горячего и служили очень долго.

Семеновские мастера делали ложки «такие приглядные да ловкие, – пишет современный сказочник С. В. Афоньшин, – что люди тюрю с квасом, горох и кисель без масла и приправы хлебали и прихлебывали».

Ложкарный базар в Семёнове. Начало XX века.

Уезд насчитывал боле 8000 ложкарей, которые в год вырабатывали до 150 млн ложек, которые расходились по всей России.

В основном, ложкарное дело развивалась в областях, богатых лесами, но где слабо было развито сельское хозяйство. Тем не менее, ложкарством занимались, по большей части, в холодное время года, когда не было полевых работ.

Уход за деревянными изделиями

Если в вашем доме есть бондарные изделия, то следует придерживаться определённых правил хранения и эксплуатации деревянной посуды:

  1. Её нельзя мыть в посудомоечной машине, поскольку есть риск испортить поверхность.
  2. Из-за восприимчивости дерева к влаге желательно хранить посуду в сухих местах во избежание появления плесени. Также обязательно сушить и вытирать изделие после использования.
  3. Для устранения неприятных запахов и в целях дезинфекции можно протирать спиртовым раствором.
  4. По прошествии времени бондарная посуда темнеет. Для того чтобы восстановить её прежний цвет, рекомендуется протереть поверхность перекисью водорода.

Придерживаясь этих несложных правил, вы продлите срок службы деревянной посуды.

Кто делал ложки

Занимались этим делом всей семьёй. Каждому находилась работа по силам. Мужчины вытачивали, резали. Молодые подмастерья занимались заготовками которые называются — баклуши.

В подмастерьях обычно были мальчики 7-10 лет, норма их выработки была 70-100 штук в день.

Женщины промасливали, грунтовали, красили.

Тесальщик, им был обычно подросток 10-15 лет. С помощью тесла он должен был выдолбить до 100 шт. в день.

На специальном токарном станке работал завивальщик. Он вытачивал черенки ложек. По сравнению с баклушником, делающим баклуши, его производительность была намного выше.

Ещё был ложкарь, который вырезал из баклуши непосредственно ложку, ту её часть, которой едят.

Баклу́ша — заготовка для ложки Теслó — инструмент Коко́вка — набалдашник на конце ложки

Традиционно ложка вытесывалась (именно вытесывалась) из дерева, а инструментами при этом служили топор, нож и специальные резцы. Форма ложки зависела от местных традиций и могла быть похожа на небольшой черпачок либо быть почти плоскими. Когда мастер принимался за работу, то вокруг витал запах березового сока и свежей древесной стружки.

Этапы появления ложки из деревянного чурбачка

Материалы и форма

Ложка может быть деревянной, металлической, пластиковой, может совмещать несколько видов материалов одновременно.

Выполненная из любого материала. Ложка состоит из трех частей:

  • Черпало – округлая выгнутая часть предмета, с помощью которой зачерпывается пища.
  • Держало – часть, за которую держат.
  • Перемычка – соединение двух указанных частей.

БАКЛУША

Это начальная заготовка для будущей ложки. То есть, куску расколотого бревна придают форму. С одного конца она остаётся широкой, а потом сужается, срезается наполовину от толщины.

Сначала нужно было обтесать деревянный чурбанчик, чтобы получился остов ложки. Потом ножом обработать и закруглить заготовку, придав ей линии будущего столового предмета. А затем в ход шли резцы, которыми и выбиралось нужное углубление. Перед росписью ложку просушивали, чтобы краска хорошо держалась на поверхности. А вот дальше наступало чудодействие.

Производство

Производство пищевых красителей и лаков представляет собой сложный технологический процесс. В зависимости от используемых материалов — органических и неорганических — технология различна. В основном она основана на смешивании синтетических красителей, состоящих из водорастворимых компонентов с добавлением ионов алюминия.

Изначально подготавливают диспергирующую смесь, затем перетирают полуфабрикаты с пигментами (синтетическими или натуральными органическими маслами) делается это для получения основного цвета и его оттенков. Впоследствии пигментную пасту смешивают с воднодисперсионными компонентами, затем распределяют по оттенку и свойствам, разливают по тарам для продажи потребителю.

ТЕСЛО

Род долота, надетого на ручку, как топор, с полукруглым острием. Металлическое острие врубается «затылком» широкого округленного конца в углубление отрубка от бревна, то есть заготовленной баклуши. Её натирали мелом, чтобы не скользила.

Особенно любили те ложки, которые носили подарочный характер. Они были расписаны сказочными цветами и травами. Блеск золота и киновари на них воспринимался как драгоценность, ассоциировался с царственной роскошью.

Заготовки для ложек

Такие ложки были праздничными, а по будням продолжали пользоваться ложками неокрашенными, из простого дерева.

Семеновские ложки расходились во все стороны России. Скупщики торговали ими даже за границей – в далекой Персии. Особый заказ на деревянные ложки для солдат царской армии также традиционно выполняли нижегородцы.

Известно, что в Семеновском уезде в начале ХХ века вырабатывали в среднем за год 100 миллионов ложек, а в 1910 году было достигнуто рекордное число – 170 миллионов штук.

Окраска ложек, г. Семёнов. Нижегородская губерния по исследованиям губернского земства, 1896.

Производили ложкарную продукцию тысячи крестьян-кустарей, живущих в самом городе и в окрестных селах. У каждого была своя специализация: ложкари-резчики, красильщики, занимавшиеся росписью «белья» (долбленой или выточенной на станке посуды), и лачилы, те, кто покрывал расписную посуду лаком.

Роспись деревянных ложек имела свои корни, привязывавшие ее к той или иной местности. По рисунку можно было сразу определить родину изделия. Но что бы это ни было – завитушки или ромбики, меандры или петельки, овалы, круги или точки, все это собиралось в единую картину природы, ее начала, торжества плодородия и счастья.

Техника росписи у каждого ложкаря была своя, но источником вдохновения всегда служили местные обычаи и традиции. Краски мастер подбирал яркие, выразительные – солнечно-желтые, медовые, изумрудно-зеленые и т.д. А чтобы только что нанесенный рисунок не съесть вместе с похлебкой, ложку олифили. Применялось для этого прокаленое растительное масло. И вот, почти невесомая расписная ложка с черпалом изящной овальной формы и удобной округлой ручкой (держалом) превращалась в настоящую красавицу, облаченную в золотой наряд. Так появилась ложка — основной столовый прибор всех без исключения народов и сословий.

Сувениры

Как и многое другое, в наше время посуда часто является сувениром. Ложки и тарелки могут быть покрыты традиционной росписью или замысловатой резьбой, которые зачастую портятся при частом применении в быту. Чтобы придать долговечность рисунку, раскрашенные сувениры покрывают лаками. Однако такие изделия не рекомендуют применять для приготовления или употребления пищи. Их функция совершенно иная — это исключительно сувениры и предметы декора.

Ложки как музыкальный инструмент

Деревянные ложки используются в славянской традиции как музыкальный инструмент. Игровой комплект составляет от 3 до 5 ложек, иногда разного размера. Звук извлекается путём ударения друг о друга задних сторон черпаков. Тембр звука зависит от способа звукоизвлечения.

Обычно один исполнитель использует три ложки, две из которых закладываются между пальцами левой руки, а третья берётся в правую. Удары производятся третьей ложкой по двум в левой руке. Обычно для удобства удары производятся на руке или колене. Иногда к ложкам подвешивают бубенчики.

Древесина для посуды

Многим интересно, из какого дерева делают деревянную посуду. Следует отметить, что подходят разные виды:

  • для изготовления бокалов, кружек, рюмок лучше использовать ясень, граб, дуб и липу;
  • для бочонков актуальными будут липа и дуб;
  • для ложек подойдёт липа и осина, а для тарелок — только первый вид древесины.

Наиболее устойчивы к температурным воздействиям клён, кедр, бамбук, рябина и липа. Однако, кроме технически-эксплуатационных свойств, необходимо учитывать и лечебные характеристики древесины. К примеру, дуб оказывает благоприятное воздействие на зубы, рябина обеспечивает хорошую циркуляцию крови, а ольха обладает успокаивающими свойствами. Следует отметить, что ежедневный контакт с подобной бондарной посудой даст положительный результат.

Разновидности русских ложек

Ложки в музее на фабрике в г.Семёнове

Всякая ложка на Руси имела свое назначение и название.

  • Лжица — ложечка для раздачи святого причастия с крестом на рукоятке (так еще древние русичи именовали всякую ложку). На окончании черенка старообрядческой ложки для причащения вырезали двуперстие.
  • Межеумок — простая русская широкая ложка средней величины. Этим словом обозначали не только ложку, а вообще все то, что было нечто средним, ни туда, ни сюда, не принадлежало ни к тому, ни к другому сорту). Знаток народного быта С. В. Максимов так охарактеризовал популярность изделий нижегородских умельцев: «Они мастерят… ложку „межеумок“, которой вся православная Русь выламывает из горшков крутую кашу и хлебает щи, не обжигая губ».
  • Бутырка — бурлацкая ложка. Название, по всей видимости, произошло от слова «бутырить» — переворачивать, мешать, перемешивать. Она такая же широкая, как межеумок, но толще и грубее. Она считалась самой крупной. Бурлаки носили ее за ленточкой шляпы на лбу вместо кокарды, как своеобразный знак отличия, «вывеску».
  • Ложка баская, или боская — долговатая и тупоносая. Ещё есть полубаская — немного покруглее (слово «баский» означало: красивый, красный, видный, разукрашенный).
  • Носатой называли всякую остроносую ложку. Уж не про нее ли поговорка: «Ложка-то узка, таскает по три куска: надо ее развести, чтобы таскала по шести!»
  • Делали в Нижегородской губернии и складные ложки — они были наиболее дорогими, а еще дюжинные, или чайные, горчичные, сливочные, икрянки и другие.
Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]