Цитата сообщения Ккуккарачча
Прочитать целикомВ свой цитатник или сообщество!
Различные техники в декупаже
Техники и способы — Декоративное состаривание предметов.
Актуальная сейчас тенденция: преображение различных предметов мебели, их декоративная отделка. Методы воздействия на поверхность выбирают в соответствии с интерьером, предпочтениями или просто по настроению. В данной статье мы попытались описать основные приемы, материалы, последовательность действий и их результаты.
Рассмотрим варианты:
• Сухая кисть • Патинирование • Лессировка • Набрызг • Кракле • Техника «Потёртости» (Шебби Шик) • Травление (морение) • Браширование • Дополнительное механическое воздействие
«Сухая кисть»
Сухая кисть
— прием, позаимствованный декораторами у художников-живописцев. И если в живописи этим методом создают изображение, то в практическом декоре это отличный способ состарить предмет, добавить ему прожитых лет.
Суть техники:
на плоскую синтетическую кисть набирается немного краски, излишки вытираются, это делается на бумаге (палитре, тряпице) до тех пор, пока каждый волос кисточки не будет давать отдельную линию.
И теперь легкими движениями, слегка касаясь предмета, «пачкаем» его, уделяя основное внимание выступающим частям: ребрам, выпуклому узору и т. д.
Таким образом подчеркивается рельеф и имитируются потертости.
Нанесение патины или патинирование
Патина
— это зеленовато-коричневый налет, образующийся на предметах из меди и бронзы в результате окисления под воздействием окружающей среды. В более широком смысле под патиной понимают следы старения на любых предметах, созданных из любых материалов.
Патинирование в декорировании — это имитация затемнения поверхности, которая в естественном виде выглядит как изменения цвета после длительного периода времени и частого контакта с руками. Патина бывает темной, цветной, металлической, белой (лайминг).
Патинирующий состав наносят на грани, углы предмета или наоборот, в углубления рельефных частей. Существует несколько видов патинирования.
1. Битумная патина
На поверхность наносится битумный лак и тут же стираются излишки. Лак остается только в углублениях, затеняя поверхность. Закрепляется шеллачным лаком.
2. Патина на основе акрила
Сильно разведенная водой акриловая краска проливается в углубления рельефа, а излишки стираются чистой тканью. 3. Химическая патина
На краску с мелкодисперсными частицами металла наносится специальный окислитель, который заставляет металлическую поверхность постареть (окислиться) в течение нескольких минут.
4. Шеллачный лак
Шеллачный лак придает поверхностям теплый светло-желтый оттенок или красно-оранжевый оттенок. Широко применяется в деревообработке, для подчеркивания текстуры дерева, используется как защитный и покрывной.
5. Восковая патина
Растирается по поверхности и тонирует выбранные участки. Сохнет значительное время. Придает поверхности мягкий шелковистый отблеск.
Более подробная статья о методах патинирования
Особенности техники патинирования
Изначально понятие «патина» характеризовало только потемневший налет на изделиях из меди – со временем пленка окислов придавала металлу «постаревший» облик. Позже слово стало применяться для отражения винтажного вида иных материалов – дерева, бронзы, железа, гипса. В последнее время «под старину» оформляются дома, коттеджи и даже городские квартиры. Особенно стильно смотрится искусственно состаренная мебель из дерева с «антикварной» фурнитурой.
Современные технологии помогают состарить – патинировать – любые материалы. Промышленные методики сложны для домашнего применения, но в продаже есть различные патинирующие составы, которые позволяют увеличивать возраст материалов более простым способом. Они помогают имитировать естественное изменение цвета изделий путем нанесения особых покрытий. При патинировании привычные краски заменяются специализированными составами без затрагивания внутренней структуры древесины или иного материала.
Самым простым методом состаривания является втирание воска в углы, рельефные выступы, грани изделия. В итоге получается эффект «возрастных» изменений поверхности, идеально подходящий для оформления помещения в ретростиле. Подобное покрытие несет и практическую функцию – оно защищает основу от внешних воздействий, придает водоотталкивающие свойства. При неудовлетворительном результате домашнюю патину всегда можно убрать без значительного вреда для изделия.
Лессировка
Лессировка
— это живописная техника, при которой нижний слой красочного слоя просвечивает через верхний полупрозрачный. Техника широко используется не только в живописи, но и в оформлении интерьеров, в том числе она применима к покраске предметов. Техника позволяет получать глубокие переливчатые цвета за счет полупрозрачности лессировочных слоев.
Для лессировки подходят различные краски и красящие составы: акварельные, масляные, акриловые краски, крепко заваренный чай.
Удобно использовать раствор акриловых красок. Широкая палитра позволяет получить нужный цвет. Краски легко перемешиваются между собой, разводятся водой или разбавителем акриловых красок до нужной консистенции, быстро высыхают после нанесения, после устойчивы к влаге и механическим воздействиям и применять их можно по любой поверхности.
Технологический процесс:
синтетической кистью или губкой наносим раствор на подготовленную поверхность, ждем высыхания и оцениваем полученный результат. Лессировка не дает полностью закрасить структуру основы или уже нанесенное ранее изображение, она лишь задает тональность. Для усиления эффекта можно нанести повторный слой лессировочной краски и тогда интенсивность цвета усилится. Если нанести несколько полупрозрачных слоев краски разного цвета, в результате получим различные оттенки, просвечивающие друг через друга.
Как самому сделать золотую патину
Золотую патину своими руками можно сделать следующим образом:
- Деревянную поверхность покрывают грунтовкой для защиты ее от влаги и улучшения сцепления с декоративными составами.
- Через 8 – 10 часов на гладенькую необработанную поверхность наносят битумный лак, который проявляет древесный рисунок, состаривает материал и делает его слегка темнее.
- Изделие сверху окрашивают акриловым составом золотого оттенка и дают ему высохнуть в течение шести часов.
- Синтетической кистью быстро наносят битумный лак. Сверху его покрывают специальным закрепителем.
Следуя перечисленному алгоритму действий можно сделать в домашних условиях золотую патину на деревянном изделии своими руками.
Набрызг
Набрызг
— капельки-брызги на поверхности декорируемого изделия, которые создают образ вещи прошедшей через время, отражают историю ее применения.
Художественно запачканная вещь таким простым способом получает неповторимое визуальное очарование и приятный при тактильном восприятии рельеф. Это все очень важно, поскольку предметы, выбранные для декорирования, оформляются для любимого дома и для дорогих сердцу людей.
Сам процесс очень занимателен. Перед тем как приступить, нужно подготовить рабочее место. Например, застелить поверхность газетой или тканью. Из инструментов понадобиться зубная щетка или жесткая кисть. Из материалов: краски и вода в стаканчике.
Ход работы:
Кисточку смачиваем водой и набираем на нее небольшое количество краски. Пробуем ногтем или зубочисткой запускать капли на пока еще пробную поверхность образца, просто проводя инструментом по щетине.
Если есть мелкая расческа можно с ней поэкспериментировать, провести по зубчикам щеткой с краской.
С широкой кисти можно просто стряхивать капли или постучать кисточкой по руке, тогда мелкие цветные капельки срываются с кисти и летят вниз. Определившись с процессом нанесения, пришло время колдовать. Набрызг — это последняя операция перед лакировкой. Капли же, нанесенные поверх лака, будут отличаются от общей глянцевости поверхности предмета, этот эффект внесет дополнительный эффект разрыва во времени.
Кракле
Кракле
— техника искусственного состаривания, создание трещин в красочном или лаковом слое.
Кракелюры делят на одношаговый (однофазный) и двухшаговый (двухфазный)
Одношаговый кракелюр
выглядит как растрескавшийся слой краски, сквозь трещины которого виден нижний слой краски или основа изделия. Основа может быть любая: стекло, металл, пластик, дерево и ему подобные материалы.
Двухшаговый кракелюр
выглядит как сетка тонких трещин (растрескавшийся лак) на поверхности любого изображения или покрытия.
2. Кракле из яичной скорлупы
Дает яркий высокорельефный эффект расстрескивания. Чистую скорлупу наклеивают на ПВА или акриловый лак кусочками на некотором расстоянии друг от друга. Иногда рельеф дополнительно подчеркивается патинированием или техникой «сухой кисти».
Фацетный лак
Цветной самостоятельно растрескивающийся лак. Наносится на поверхность толстым слоем и оставляется высыхать. Образует крупные трещины.
4. Микрокракелюр двухкомпонентный
Дает эффект тонких трещин — паутинки. Прозрачный, благодаря чему часто применяется поверх изображений.
После высыхания трещины часто подчеркиваются патинированием.
5. Краска-кракелюр
Саморастрескивающаяся краска с эффектом одношагового кракелюра.
Более подробная статья о техниках создания кракелюра
Патина на металле: пошаговая инструкция
Нередко производят патинирование деталей, которые при эксплуатации подвергаются тепловому воздействию – внешних частей мангала, элементов камина, а также мебельной фурнитуры, различных уголков и накладок. Кроме повышения привлекательности, такие действия помогают защитить поверхности от порчи и ржавления. Наибольшей популярностью в патинировании металла пользуются золотой, серебряный и белый цвет.
Для работы потребуются:
- акриловая краска,
- набор кусочков потали,
- синтетическая кисточка,
- спирт,
- клей для потали,
- финишный лак для потали.
Для начала надо обезжирить металлическую деталь спиртом, протерев ее тряпкой. При помощи кисти следует окрасить поверхность акриловой краской, нанеся ее в 2 слоя, а после высыхания смазать основание клеем и хаотично разложить кусочки потали, осторожно прижать их кистью. Затем нужно убрать ее излишки с краев изделия. Важно, чтобы материал не покрывал поверхность полностью, и участки краски просвечивали в разных местах. В окончание работы деталь надо покрыть финишным лаком.
Патина для дерева и металла послужит превосходным дизайнерским приемом, придаст простым изделиям благородство и особый шарм. Выполнять патинирование несложно и весьма увлекательно – стоит попробовать каждому!
Нежные потертости в стиле Шебби Шик или Техника Потёртости с помощью свечи
Техника проста и последовательна. Углы, бока, стыки загрунтованных плоскостей предмета покрываются краской насыщенного оттенка, красочный слой натирается парафином, затем перекрывается светлой краской, чаще всего требуется 2 слоя.
Теперь механика:
наждачной бумагой в местах нанесения парафина и 1-го слоя краски снимается верхний слой. Таким образом проявляются потертости, имитация использования, эффект состаривания.
В этой технике традиционно используются нежные пастельные тона
со «сладкими» оттенками, словно выгоревшие на солнце или потускневшие от времени:
• нежно-розовый;
• цвет слоновой кости;
• сливочный;
• гиацинтовый;
• лавандовый;
• белый (но не белоснежный, а как будто слегка пожелтевший от времени);
• фисташковый;
• льняной.
Дополнить «потертый шик» можно росписью, мотивами из декупажных карт или салфеток, добавить набрызг. Финишным покрытием послужит несколько слоев акрилового матового лака.
Какие инструменты и материалы потребуются
Чтобы в домашних условиях своими руками выполнить патинирование деревянных изделий, необходимо подготовить следующие материалы:
- красящий состав с эффектом состаривания (под бронзу, серебро или позолоту);
- обычную краску или лак.
Краску можно заменить воском, морилкой, шеллаком или битумом. В зависимости от типа патинирования деревянных изделий своими руками, состав и пропорции патины для дерева будут разными.
Для состаривания мебели, поделок и других интересных вещиц также понадобятся такие инструменты:
- кисточки с валиком;
- наждачная бумага;
- грунтовка;
- лак для мебели;
- ветошь, удаляющая излишки красящих составов;
- тампоны из ваты и поролона.
Можно сделать патинирование в домашних условиях составами, сформированными своими руками. Если нет желания возиться с самодельной патиной, можно приобрести уже готовое вещество, которое эффективно и гармонично состарит дерево.
Травление
Подходит для предметов любого размера изготовленных из древесины. Лучше всего такому методу обработки поддаются породы лиственных деревьев. Таким способом можно придать древесине благородные, насыщенные оттенки, не теряя природной красоты текстуры материала.
Травление производят различными составами — протравами. Некоторые из них имеют сложные названия или сильный запах, но наравне с ними существуют множество рецептов, доступных для приготовления своими руками, таких как чай, кофе, составы из листьев, коры; в ход идет марганцовка, синька, уксус. Для тех, кто чувствует себя немного химиком, вполне подходящее мероприятие — тонировать деревянные поверхности.
Процесс может происходить двумя способами:
1. Ручное окрашивание при помощи тампона из ткани, не оставляющей волокон или синтетической кисти.
2. Окрашивание вымачиванием в составе для травления.
Чаще всего процесс проходит при повышенных температурах. После подбора и приобретения (смешивания) нужного состава, древесину очищают от лишнего и зачищают наждачной бумагой. Затем уже сам процесс травления-морения. Как правило, к рецепту протравы прилагается время воздействия составом и предполагаемый результат. В основном все же контроль производится визуально и, конечно, тут самое место творчеству.
Что такое патинирование дерева
Патинирование дерева – это искусственный процесс состаривания древесины специальными средствами. С помощью такой технологии гармонично декорируют и дополняют деревянные элементы интерьера. Если говорить простыми словами, патинирование – это имитация смены цветового окраса дерева естественным путем.
Благодаря такой методике в домашних условиях преображается внешний вид деревянных поделок или мебели при минимальных финансовых и трудовых затратах. У такой технологии очень большой плюс. Он заключается в том, что дерево можно сделать состаренным своими руками в домашних условиях.
Для патинирования деревянных изделий используют патину разной консистенции:
- Густую, выпускаемую в виде пасты. Ее используют, чтобы озолотить дерево.
- Жидкую на водной или синтетической основе.
- Для углубленного эффекта состаривания с трескающимся покрытием используют фацетный лак.
Действие различных протрав на разные породы древесины
Медный купорос, 1% | Железный купорос, 4-5% | Железный купорос, 1% | Цинковый купорос, 2,5% | Калиевый хромпик, 3% | Калиевый хромпик, 5% | ||
Дуб, ива | Коричневый | Иссиня-черный | Сиреневато-серый | Красно-коричневый | Светло-коричневый | Тёмно-коричневый | |
Орех | Коричневый | Иссиня-черный | Сиреневато-серый | Красно-коричневый | Коричневый | Тёмно-коричневый | |
Бук | — | Черный | Сиреневато-серый | Красно-коричневый | Светло-коричневый | Тёмно-коричневый | |
Клён | — | Тёмно-серый | Светлый сиреневато-серый | — | Желто-коричневый | Желтовато-золотистый | |
Берёза | — | Тёмно-серый | Светлый сиреневато-серый | Тёмно-красный | Зеленовато-желтый | Желтовато-золотистый | |
Осина | — | Тёмный серебристо-серый | Серебристо-серый | — | — | — | |
Липа | — | Светло-коричневый | Розовый | Тёмно-красный | — | — | |
Красное дерево | — | Черный | Серо-фиолетовый | — | Красновато-коричневый тёмный | Тёмно-коричневый | |
Сернокислый марганец, 2,5% | Хлористый кальций, 1% | Английская соль, 2% | Хлорное железо, 1% | Хлорная медь, 1% | Калиевый хромпик и железный купорос (по 1,5%) | ||
Дуб, ива | Тёмно-коричневый | Красно-коричневый | Коричневый | Синевато-серый | Светло-коричневый | Оливково-коричневый | |
Орех | Тёмно-коричневый | Красно-коричневый | Коричневый | Тёмно-синий | Потемнение | — | |
Бук | Тёмно-коричневый | Красно-коричневый | Коричневый | Серый | — | Оливково-коричневый | |
Клён | — | — | — | Серо-коричневый | — | — | |
Берёза | Коричневый | Кофейный | Фиолетовый | — | — | Оливковый | |
Осина | — | — | — | — | — | — | |
Липа | Коричневый | Кофейный | Фиолетовый | — | — | — | |
Красное дерево | — | — | — | Серо-фиолетовый | Потемнение | — |
Цветовые решения
Самый распространенный вид патины — оксид меди. Поверхность, окрашенная такой краской, зеленовата на вид. На других металлах окислительные процессы происходят иначе, поэтому патина дает другие цвета, например:
- на стали — охровый или желтый;
- на бронзе и латуни — коричневый;
- на серебре — темновато-серый.
В строительных супермаркетах можно приобрести патину разнообразных цветов:
- под серебро;
- под натуральную медь;
- под золото;
- зеленая медная окись.
Это самые распространенные цвета, однако, выпускаются и краски с более экзотичными оттенками. Такие краски не имитируют какой-либо металл, а являются самостоятельным цветовым решением. Их применение обычно связано только с желанием придать поверхность старинный вид.
В качестве примера можно привести такие цвета:
- синий;
- фиолетовый;
- розовый;
- красный.
Браширование
Самый распространенный способ механического состаривания древесины — браширование. Его название произошло от слова Brush — «щетка».
Поверхность обрабатывают металлическими щетками, выбирая верхние мягкие волокна, оставляя только твердые.
Идеальный способ состаривания, если мебель из:
• сосны
• лиственницы
• дуба
• ясеня
Этот способ не подойдет, если мебель сделана из:
• тика
• клена
• вишни
• бука
• груши
Браширование древесины с обжигом или подкуривание
Выполняется он с помощью либо открытого огня, либо, что гораздо удобнее, с помощью паяльной лампы или газовой горелки. Направляя пламя на поверхность дерева, можно добиться различного оттенка древесины – от светло-золотистого до черного. Цвет зависит от начального цвета древесины и от количества проходов огнем. Затем выполняется браширование – обработка поверхности древесины жесткой проволочной щеткой. При этом более мягкие, прогоревшие части древесины вычищаются, а более твердые (годовые кольца) остаются на месте.
Еще способ – обжиг в горячем песке
Мелкий чистый песок насыпают в металлическую емкость и нагревают до температуры не выше 200 градусов С. В горячий песок положить заготовленные для обжига изделия и выдерживать там, пока они не потемнеют. Если тон отдельных деталей изделия должен светлеть постепенно, то эти детали погружают в песок вертикально. Нижние слои песка нагреваются сильнее, чем верхние, соответственно нижняя часть куска будет темнее верхней. Таким образом, получается тон, переходящий от светло-желтого до темно-бурого. Обработанную щетками и огнем поверхность можно затонировать, применяя метод лессировки или сухой кисти, добавить изображения техникой декупажа или добавить цвета набрызгом.
Полезные советы
Чтобы патинирование деревянных поделок своими руками прошло максимально успешно, важно прислушаться к следующим советам специалистов:
- Чтобы серебристый, золотой или бронзовый оттенок патины выглядел естественно на дереве, важно его предварительно правильно подготовить. Если древесина темного оттенка, для углубления окраса материал покрывают соответствующей патиной. Если изделие светлое или было ранее покрашено белой краской, то подбирают серебристый или золотой цвет.
- Если на деревянной поделке много резьбы, рекомендуют обрабатывать ее в домашних условиях воском или битумом. Темный фон лучше покрывать акриловой серебристой массой.
- Патинировать в домашних условиях рекомендуют только матовую поверхность. Так как глянцевая поделка дает слишком большой блеск, из-за этого старинный налет не получится сделать.
- Золотые или серебряные детали должны гармонично сочетаться с соответствующей фурнитурой.
При нанесении металлических красок в домашних условиях важно не переусердствовать со слоями. В противном случае получится не элегантно состаренная деталь, а блестящая, начищенная безделушка.
Совет! Патиной не стоит покрывать места, с которыми часто будет контактировать человек в процессе использования. Так как декоративное покрытие в таких местах может быстро испортиться.