Морская фанера: ключевые свойства и нормативные требования

Статьи

Все фото из статьи

В этой статье нам предстоит познакомиться с материалом, обладающим довольно необычными для продукта переработки древесины характеристиками. Мы узнаем, что представляет собой влагостойкая морская фанера, как и из чего она изготавливается. Кроме того, нам предстоит изучить стандарт, регламентирующий требования к ее производству.


Могут ли корабли строиться из фанеры? Еще как!

Что это такое

Итак, морская фанера – что это такое? Это слоистая структура из шпона с меняющимся от слоя к слою направлением волокон. В качестве пропитки и материала для склейки использован бакелитовый лак.

Обратите внимание: более правильное название материала, под которым он фигурирует в прайс-листах поставщиков – бакелизированная (бакелитовая) фанера.

История материала началась незадолго до Великой Отечественной войны. Советский Союз активно перевооружался; дефицит легких алюминиевых и магниевых сплавов породил необходимость в сопоставимом с ними по механическим свойствам, но более доступном материале. Технология его производства была разработана химиком Я.Д. Аврасиным и тут же внедрена авиастроителем В.П. Горбуновым.

На тот момент она выглядела так:

  • Шпон склеивался в листы значительной площади;
  • Они пропитывались бакелитовым лаком – продуктом конденсации фенолов и формальдегидов в щелочной среде;
  • Стопка нужной толщины помещалась под пресс с прогреваемыми паром плитами для просушки.

Полученный слоистый пирог мало уступал прочностью стали, при этом был гораздо легче и не боялся влаги. Очень быстро из авиастроения бакелитовая фанера распространилась в другую отрасль промышленности – изготовление маломерных судов; чуть позже она стала применяться и в строительстве.


На фото – уличная мебель из бакелитовой фанеры.

Сейчас в продаже можно встретить две основных категории фанеры:

  1. Морская фанера Керуинг и Окуме производится из шпона одноименных экзотических тропических пород, отличается огромным сроком службы и высочайшей механической прочностью. Именно ее чаще всего используют при строительстве лодок и яхт. Однако она производится исключительно за рубежом, поэтому цена материала (от 1200 рублей за квадратный метр при толщине 3 мм) делает ее довольно накладным приобретением;
  2. Отечественная версия производится из березового шпона и стоит примерно вдвое дешевле.


Материал отечественного производства.

Применение

Высокие эксплуатационные свойства бакелитовой фанеры, прежде всего устойчивость к ударным нагрузкам и атмосферным факторам, позволяют использовать ее в строительстве как для внутренних, так и для наружных работ. Из жестких влагостойких плит ФБС можно возводить легкие садовые постройки (летние кухни, беседки), навесы и подиумы, собирать настилы открытых площадок, основы перекрытий и кровель. Также их применяют для фасадной обшивки каркасных домов и сооружения перегородок. Для отделки потолков, полов и стен внутри помещений достаточно более тонких ламинированных листов ФБВ, которые отлично покажут себя в том числе и во влажных зонах.

«Выносливая» корабельная фанера — отличный вариант для изготовления предметов мебели, а также для облицовки «подставленной всем ветрам» входной двери. Поскольку материал поддается фрезеровке, поверхности можно дополнительно декорировать.

Производители позиционируют бакелитовую фанеру, в частности, как материал для строительства опалубки. Но, учитывая ее стоимость, это может быть оправданно только при многоразовом использовании

Свойства

Вот свойства бакелитовой фанеры, сделавшие ее столь востребованной в судостроении:

  • Водостойкость. Она переносит длительный контакт с пресной и соленой водой; при этом минимальный срок службы в самых экстремальных условиях оценивается в 15 лет;


Каяк с фанерным корпусом.

  • Огнестойкость. Она не горит; материал лишь начинает обугливаться с выделением небольшого количества малотоксичного дыма при достижении 350 градусов;
  • Прочность. Как уже говорилось, она мало уступает стальному листу аналогичной толщины;

Любопытно: при резке бакелитовой фанеры своими руками, без электроинструмента используйте ножовку по металлу. Эта инструкция связана именно с прочностью материала: пила, предназначенная для дерева, оставит на заготовке лишь мелкие царапины.

  • Стойкость к любым видам плесени и грибка.

Плотность материала составляет примерно 1150 – 1200 кг/м3. Бакелит – единственный вид фанеры, который тонет в воде.

Физико-механические показатели бакелизированной фанеры

Наименование показателя Толщина, мм Значения для марок

по
ГОСТ 11539-2014

Значения для марок

по
ТУ 5515-001-89412043-16

ФБС**ФБВФБС-1**, ФБВ-1, ФБС-1-АФБС-1-А-ТФБВ-1-Т
Влажность, % 5-76±2 8±2
8-408±210±2
Предел прочности при растяжении вдоль волокон наружных слоев, МПа, не менее5-788,078,5(88*)59,050,0
10-1273,5-(73,5*)
14-4068,5-(73,5*)
Предел прочности при статическом изгибе поперек волокон наружных слоев, МПа, не менее:778,563,5(78,5*)
10, 1278,568,5(78,5*)
14-4088,278,5(78,5*)
Предел прочности при статическом изгибе вдоль волокон наружных слоев, МПа, не менее:10,12117,5108,0(117,5*)88,065,0
14-4010898,0(117,5*)78,555,0
Предел прочности при скалывании по клеевому слою после кипячения в воде в течение 1(2*)ч, МПа, не менее:5-401,761,47(1,76*)1,471,47
Плотность, кг/м3, не более5-4012001200

* — фактические значения марки ФБВ по результатам испытаний

** — в настоящее время данные марки в России не производятся

Применение морской(корабельной) фанеры


  1. В судостроении бакелитовая фанера используется для переборок и обшивки небольших по размерам конструкций, к примеру, небольших лодок. В простонародье такой вид получил название «морская фанера», «корабельная фанера», «палубная фанера», «фанера для лодок» и пр.
  2. В автомобилестроении и машиностроении. Под приставкой «А» в маркировке скрывается именно автомобильное производство.
  3. В строительных работах бакфанера также находит свое применение, в т.ч. для сооружения опалубки, возведении уличных сцен и т.д.

Нормативные требования

Они содержатся в британском стандарте BritishStandard 1088/66 и в отечественном ГОСТ 11539-83, принятом в 1985 году. Со вторым документом нам предстоит познакомиться поближе.

Марки

Стандартом предусмотрены следующие марки:

МаркаОсобенности
ФБСВ роли клея и пропитки используется спирторастворимая фенолформальдегидная смола. Наружные слои пропитываются ей; на внутренние она наносится
ФБС1Спирторастворимая смола наносится на наружные и внутренние слои
ФБВДля пропитки и склеивания применяется водорастворимая фенолформальдегидная смола; при этом наружные слои пропитываются ей, а на внутренние она наносится
ФБВ1Водорастворимая смола наносится и на наружные, и на внутренние слои

Важно: для палубных конструкций и корпусов лодок и катеров используется только марка ФБС.


Срез листа марки ФБС.

Размеры

ГОСТ предусматривает производство бакелитовой фанеры следующих размеров:

  • Длина – 1500, 4400, 4900, 5600, 5700, 7700 мм;
  • Ширина – 1250, 1500, 1550 мм;
  • Толщина – 5, 7, 10, 12, 14, 16 и 18 мм.

Технические требования

Они выглядят так:

  • Для производства используется только березовый лущеный шпон по ГОСТ 99-96. Это связано с тем, что древесина березы легко пропитывается бакелитовым лаком;
  • Наружные слои фанеры изготавливаются только из целых полос шпона. Во внутренних слоях допустимы сращивания. При этом ширина одной полосы должна быть не менее 400 мм для марки ФБС и 200 мм для прочих марок;
  • При составлении листа из полос допустимы нахлесты до 5 мм и просветы до 2 мм шириной;
  • Линии продольного сращивания полос во внутренних слоях не должны совпадать, чтобы прочность листа была максимальной;
  • Поверхность листа не должна иметь участки без покрытия или пропитки смолой;
  • Нахлесты, неровности высотой или глубиной более 1 мм, пузыри и непропрессованные участки на поверхности листа запрещены;
  • Листы обрезаются под прямым углом с отклонением не более 2 мм на погонный метр;
  • Для марки ФБС толщиной свыше 6 мм кромки должны защищаться синтетическими водостойкими материалами.

Особенности изготовления дверей из корабельной фанеры

Для изготовления дверных полотен применяются качественные листы фанеры из березового, дубового шпона толщиной от 12 мм. В процессе производства используется промышленное оборудование, обеспечивающее давление в среднем равное шести атмосферам, температуру от 270 градусов по Цельсию. Когда завершена первичная резка, проводится формовка заготовки, лакирование, при необходимости осуществляется «состаривание» дерева. Для придания вида цельного древесного массива полотно тонируется посредством специализированных красителей. При необходимости изделие дополняется вставками из стекла, металла. После изготовления двери осуществляется монтаж фурнитуры.

предоставляет услуги по изготовлению современных, устойчивых к температурным, наружным воздействиям изделия для вашего дома, офиса, других строений. Производитель обеспечивает процесс производства дверных полотен в соответствии с современными требованиями. С помощью специализированного оборудования, инструментов, шпона из высококачественных древесных пород мастерами изготавливаются прочные, надежные конструкции, которые будут служить в течение десятилетий. Вы всегда можете заказать двери в необходимом оттенке, с декором, дополнительной фурнитурой, металлическими, стеклянными элементами.

Преимущества бакелитовой фанеры

Фанера бакелизированная ФБС и ФБВ имеет следующие преимущества перед конкурентными материалами подобного типа:

высокую прочность.

износостойкость.

Фанера обладает длительным сроком эксплуатации, который достигается из-за специфических свойств пропитки, чрезвычайно долгое время не выпаривающейся.

термостойкость/ огнеупорность.

Недаром бак. фанеру применяют даже в тропических условиях и на высокотемпературных производствах – данный материал прекрасно выдерживает температуру в +50 градусов Цельсия, не загорается и не тлеет.

морозостойкость.

Как известно, любой материал длительное время не может эксплуатироваться в условиях повышенного холода — таких как в Сибири или иных морозных участках Земли. Однако бакелитовая фанера не боится температуры в -50 градусов Цельсия, прекрасно функционируя при этом.

влагостойкость.

Фанера бакелизированная 18 мм и больше не теряет своей прочности, не разрушается под воздействием влаги. Добавьте к этому устойчивость к гниению и насекомым/грибкам и получите идеальный (правда немало стоящий) вариант для перекрытий крыши и чердака.

устойчивость к хим. воздействиям.

Бак. фанера не боится агрессивных сред – бензин, керосин, остальные горюче-смазочные материалы, кислоты, щелочи, морская вода не вредят материалу, поэтому он может использоваться в любом производстве.

устойчивость к влиянию фауны (никакие короеды, плесень и мыши не смогут повредить бак. фанеру).

Конечно же, бак фанера имеет и свои недостатки. Их всего несколько:

тяжесть.

Из-за своей пропитки, удельный вес бак. фанеры немного тяжелее стандартного материала, даже если используется березовая древесина.

экологическая небезопасность.

Из-за того, что фанера ФБС обильно обрабатывается канцерогенными материалами, ее не рекомендуется использовать внутри жилого помещения. Однако это не касается фанеры ФБВ – экологически чистого материала, который, впрочем, имеет более низкие показатели в остальных параметрах.

дороговизна.

Конечно же, благодаря таким впечатляющим параметрам, бак. фанера и стоит соответственно. Однако можно с точностью сказать, что данный материал отработает каждую вложенную копейку своими характеристиками и особенностями.

Как видите, фанера бакелитовая, технические характеристики которой превосходят иные материалы на порядок, является отличным изделием с чрезвычайно широким списком вариантов применений.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]