Резьба по дереву — виды, инструменты и фото рисунков для начинающих

Ножи для резьбы по дереву являются обязательным аксессуарами в арсенале мастера, который изготавливает декоративные предметы из натуральной древесины.

Такие инструменты могут иметь различные типы и формы, что непосредственно влияет на специфику обработки отдельных деталей. Самым известным резаком, который пользуется огромной популярностью среди наших мастеров, является богородский нож.

Инструменты для работы

К специализированным инструментам резчика предъявляются поистине высокие требования. Мастерство исполнителя играет немаловажную роль. Но лишь с правильно подобранными и тщательно наточенными инструментами мастер сможет продемонстрировать свои умения в полную силу.

И если профессионал легко и с первого взгляда определяет качество приспособлений для работы, то новичок неизменно теряется и может совершить оплошность.

В первую очередь следует приобрести:

  • качественные ножи;
  • стамески (несколько штук);
  • надфили;
  • ножовки, режущие металл;
  • приспособление для зажима;
  • наждачку разной зернистости;
  • дрель и несколько видов свёрл;
  • деревянные бруски.

Ножи

Ножи лучше всего купить в специализированном магазине товаров для творчества и хенд-мейда. Они должны быть произведены из стали высокого качества. Если средства ограничены, можно на время приобрести ножи попроще, но хорошо их наточить.

Специалисты положительно отзываются об инструментах брендов «Татьяна», «Narex» и «Kogatana».

Стамески

Первое время вместо стамесок можно применять остро наточенные отвёртку и напильник.

Закупая стамески, обратите внимание на следующие разновидности:

  • Плоская – стамеска в форме удлинённого стержня с режущей кромкой в торцевой части, она нужна при первоначальной обработке дерева.
  • Полукруглая – один из самых востребованных видов, может быть различной по степени округлости: средней, круглой или отлогой.
  • V-образная – необходима при выполнении геометрической резьбы.

Станок

В резьбе на станке заложен огромный потенциал, упрощающий этот труд и превращающий его в удовольствие. Современные модели стоят совсем недёшево, но профессионалы характеризуют их с наилучшей стороны.

Станки способны упростить множество знакомых резчикам трудоёмких операций:

  • обработка поверхностей под разными углами;
  • сверление углублений, пазов и канавок;
  • фрезеровка;
  • собственно резьба.

Есть огромные различия и в размерах моделей станков, и в технологии их работы:

  • ручные;
  • фрезерно-гравировальные;
  • лазерные;
  • станки с ЧПУ.

Для упрощения многих операций именно художественной резьбы профессионалы советуют приобрести станок с ЧПУ. Но если начинающий мастер просто хочет попробовать себя и проверить, подходит ли ему это хобби, вполне достаточно ручного станка.

Правильная заточка

Теперь, чтобы приступить к работе, нам осталось заточить наш нож.

Инструкция по заточке выглядит следующим образом:

  • На абразивный брусок с крупным зерном (предварительно смачиваем его водой) под углом от 15 до 240 устанавливаем лезвие. Движениями от себя формируем режущую кромку до тех пор, пока острота не станет ощущаться под пальцем.
  • Переходим на среднеабразивный брусок и повторяем операции, оставляя на режущей кромке сточенную металлическую фаску (заусенец).


Порядок работ при заточке

  • На мелком (алмазном) бруске, обильно смоченном водой, окончательно снимаем заусенец, формируя лезвие.
  • Правку выполняем либо на кожаном ремне, либо на специальном бруске. Для правки используем пасту ГОИ или аналогичный материал, который позволяет нам получить идеально острый нож с зеркальными поверхностями режущих частей.

Эти операции необходимо повторять регулярно для того, чтобы острота ножа сохранялась, поскольку только с помощью идеально наточенного инструмента можно выполнять чистую и качественную резьбу по дереву.

Правка на ремне

Резьба по дереву для начинающих

Чтобы со временем овладеть мастерством превращения предметов из обычного дерева в произведения искусства, нужно постепенно проходить уроки, продвигаясь от простого к сложному.

Чтобы научиться создавать декоративные деревянные элементы, нужно знать технологию работы и владеть необходимым инструментарием, при этом, не пренебрегая техникой безопасности.

Мастера советуют начинающим, особенно детям, сначала овладевать азами контурной резьбы. Для неё понадобятся:

  • деревянное полотно или предмет для декорирования;
  • набор стамесок;
  • нож-косяк;
  • карандаши;
  • эскиз (рисунок);
  • наждачка.

Сначала, на образце, нужно проверить, как работать с каждой из стамесок, посмотреть, для чего она нужна, и потренироваться.

Затем эскиз с бумаги нужно перенести на заготовку.

Только изучив основные принципы работы с инструментом, можно переходить к пробам с изделиями.

Наиболее распространены эскизы с изображениями животного и растительного мира, пейзажными зарисовками.

После нанесения узора, древесину необходимо отшлифовать и покрыть лаком.

Критерии выбора

Сегодня приобрести инструмент дело довольно простое. Множество магазинов предоставляют широченный выбор. Но как не «нарваться» на китайские одноразовые изделия? Это уже вопрос сложнее.

Лучше всего, для начала изучить профильные форумы, и прислушаться к мнению профессионалов. А еще лучше будет, если вы сможете найти настоящего мастера и пообщаться с ним в «живую».

Но это редкость, поэтому приобретая, набор или инструмент по отдельности, не стесняйтесь спросить, какая марка стали изделия, кто производитель. Возьмите с собой брусок дерева в магазин, и попробуйте прям на месте, как будет сидеть инструмент в руке и каков его рез.

Ценовые категории бывают разные, но понятно, что набор из 10 предметов стоимостью в 300-400 рублей, нормальным не будет. Это к тому, что экономить, здесь не стоит.

Да, инструмент бывает достаточно дорогой, но опять же, для начинающего мастера достаточно нескольких предметов. А остальное, можно прикупить по мере повышения мастерства.

Ошибки и как их избежать

Чтобы овладеть резьбой, потребуется немало времени. И оно уходит не только на то, чтобы научиться работать с инструментом, но и на то, чтобы справляться с последствиями неудач и ошибок, которые совершаются по неопытности.

Профессионалы советуют обращать внимание на эти «мелочи», которые могут испортить финальный результат:

  • Необходимо использовать только хорошо просушенную древесину.
  • Не стоит поспешно углубляться в поверхность заготовки, все движения нужно совершать плавно и с минимальным давлением на инструмент.
  • Необходимо учитывать специфику разных видов дерева, изучив её дополнительно, с разными типами древесины и работать нужно по-разному.
  • Нельзя начинать работать без эскиза, новичку следует отказаться от импровизаций.
  • Нельзя хвататься за всё сразу и стараться выполнять сложные задачи, нужно постепенно продвигаться от самых простых заданий к более сложным.

Виды резьбы

Существует множество техник обработки древесины, при помощи которых умельцы творят из него настоящие произведения искусства.

Как таковой строгой классификации до сих пор не создано, но условно все техники можно разделить на несколько видов.

Плосковыемчатая резьба: в качестве фона выступает плоская деревянная поверхность. Узор же формируется при помощи выемок различной формы.

Плосковыемчатая резьба бывает:

  • Геометрическая имеет узор в виде причудливого сочетания различных геометрических фигур.
  • Контурная формирует узор в виде жёстко прорисованного контура, словно вдавленного в поверхность.

Плоскорельефная резьба выделяет выпуклый узор на углубленном при помощи инструмента фоне.

Плоскорельефная резьба бывает:

  • Заоваленная – узор на ней располагается по форме овала, часто заполняя всё пространство полотна мелкими выемками.
  • С выбранным фоном – крупный орнамент выступает на фоне выскобленного инструментом пространства.

Рельефная резьба: объёмные картины, практически лишённые плоского фона.

Рельефная резьба бывает:

  • Барельефная имеет выступающие фигуры средней высоты (около половины от их объёма).
  • Горельефная – фон сильно заглублен, фигуры очень объёмные и сильно выступают.
  • «Татьянка» — выпуклый узор заполняет всё пространство изделия, элементы сливаются, переходя друг в друга (обычно тематика ботаническая).

Прорезная резьба может иметь вид плоскорельефной или рельефной. Узор выполняется за счёт полного удаления фрагментов древесины и оставления сквозных пустот между элементами рисунка.

Прорезная резьба бывает:

  • Ажурная: имеет выступающие части, сочетающиеся с прорезанными отверстиями, широко распространена для украшения мебельных гарнитуров в стиле барокко и рококо.
  • Накладная: составлена из фигур, прорезанных насквозь и с выступающими элементами, обработанных только с лицевой стороны.

Скульптурная резьба – изображённые объекты отделены от фона и представляют собой полноценную скульптуру.

Домовая резьба – создание элементов, служащих для декора деревянных строений.

Стамеска универсальная

Буквально несколько лет назад работу с древесиной вели при помощи ручных инструментов, однако сегодня существуют приборы, к примеру, стамеска электрическая, которые дают возможность значительно облегчить работу мастера, а также повысить скорость работы с сохранением высокого качества.

Электрическую стамеску называют универсальной, потому что она позволяет осуществлять широкий спектр работ. Модели стамесок высокой мощности могут справиться со снятием старой паркетной доски или осуществить черновую обработку большой деревянной заготовки, удалить сучки и прочие твердые вкрапления. С такой работой нереально справиться при помощи только ручных инструментов.

Универсальным этот инструмент считается, потому что имеет много насадок разных форм и размеров. К примеру, небольшие полукруглые и прямые насадки на 4 мм помогут выполнить узорную резьбу или выгравировать инициалы мастера, а более массивные инструменты, ширина которых достигает 5 см, предназначены для снятия широкой стружки, а также черновой обработки.

Прорезная резьба

Одной из самых внешне впечатляющих является прорезная резьба. Она отлично подходит для декора интерьера и экстерьера домов. Украсить ею предмет мебели, оконные наличники или декоративные карнизы – это значит приковать к ним всеобщие внимание и восхищение. У многих эта разновидность резьбы ассоциируется именно с российскими культурой и прикладным искусством.

Принято считать, что прорезать узоры насквозь в больших масштабах и развивать это искусство начали преимущественно с появлением в промышленных масштабах тонких и широких деревянных полотен. Ведь до этого такие заготовки приходилось с огромным трудом выпиливать вручную.

Перед тем как прорезать узор, нужно сделать рисунок на поверхности. Его можно придумать и самому, а можно воспользоваться готовой схемой из сети.

Чтобы сделать прорезь, доска просверливается в нескольких местах с изнанки специальным сверлом или стамеской. В получившееся отверстие просовывается пилка лобзика, которой и проделывается прорезь согласно нарисованной схеме.

Если элемент узора маленький, то с той же целью применяются специальные пилки, имеющие мелкие зубчики. Оставшиеся элементы можно с декоративной целью дополнительно украсить узорами.

После завершения рисунка изделие обрабатывается наждачной бумагой и надфилем.

С целью защиты и придания большей декоративности дерево можно дополнительно покрыть лаком.

Прорезная техника – это тот вид резьбы, с которого советуют стартовать новичкам в этом деле. Разумеется, сначала сложные витиеватые узоры удаваться не будут, но зато это отличный способ потренироваться и сделать что-то по-настоящему прекрасное!

Если начинающий мастер захочет научиться ремеслу резьбы по дереву, ему следует запастись терпением и изучить все нюансы. Но только с помощью постоянных тренировок и изготовления изделий разной степени сложности можно достичь впечатляющих успехов!

Инструмент для миниатюры — «ноготки», «коготки», «клепики» и дальше по списку

Всех приветствую! Решил свои пять копеек добавить в тему. Хочу показать свои инструменты, которыми работаю с костью и не только, некоторыми хорошо работать и по дереву и по цветным металлам. Это так сказать коготки, делать их начал очень давно. Просто не мог подобраться к хитрому место и решил сделать похожий на коготь звериный инструмент, получилось очень удобно работать, потом увидел и у других похожие самоделки. Делаю их в основном из пружинной стали. Обыкновенной, которая по тоньше из автохлама, которые по толще из старого дивана вытащил, в мангале на даче отжег до красна с час, теперь при необходимости выпрямляю нужный пруток, отрезаю, формую, затачиваю, закаливаю с красно алого в воду, после чего до пшеничного цвета промышленным феном отпускаю. Точу финал на зеркальце, сначала семеркой алмазной пастой (семерка — зеленый цвет) и довожу так же на зеркале пастой полировочной Диалюкс белой. Почему на зеркальце, по тому как держит очень хорошо грань при заточке маленьких кромок. Точу руками без приспособ, просто на твердой поверхности зеркальце с пастой и что бы локоть рабочий руки был так же на твердой этой же поверхности.

Эти коготки подтачивал и перетачивал из стоматологических скребков пародонтолога для удаления зубного камня. Сталь мягче но вполне держит заточку довольно долго.

Так же пользуюсь многими штихелями. По прямому назначению…то есть провести прямую или дугу ими запросто, некоторыми и как коготком можно сработать что то. Делаю их из стали Р18, старых надфилей, обоймы небольших подшипников, пружин. Закалка-отпуск все так же кроме Р18, она легированная и с очень сложным процессом отпуска-закалки, Р18 просто с водой довожу на наждаке до нужной формы и так же по зеркалу финал.

Ножи то же использую, иногда нужно что то подрезать и прорезать. Формы вот такие, сталь такая же.

Для глубоких контрастных линий использую вот такие скребки, скрайберы по моему называются, так же дают возможность подлезть кое куда. Пилка очень удобна для подпиливания чего то очень тонкого, например деталировки кромки пера очень малого размера. Делал из лезвия «СПУТНИК» половинки, на деревяшку положил борчик цилиндр с мелкой насечкой и самой режущей кромкой прокатал туда-сюда лезвием. Получилась очень тонкая пилка, которая пилит абсолютно все. Осторожно по началу с пальцами, в один проход может пропилить ноготь вместе с мясцом своим…проходил такое дело от радости.

Техника работы в основе по трем принципам. Первый, традиционный, как стамеской, в основном это только штихели. Второй, скоблить или как правильно ШАБРИТЬ, это все практически инструменты. Ну и третий, это рычаг с упорным пальцем, это так же все кроме ножей, по крайней мере ножами еще так не работал, хотя сапожком подрезаю иногда край чего то тонкого. В общем как удобнее и чем удобнее, то и в дело. Вот примерно, как уж получилось, не ругайте сильно, сфотографировал и нарисовал этот способ с рычагом и упором.

Пример:

Эскиз:

Схема:

По поводу углов заточки, очень трудно сказать, дело в том что по идее сначала затачиваю все кромки под 45 гр., но потом видно становится, что нужно корректировать, если зарывается — увеличиваю, если хрустеть-кряхтеть начинает — уменьшаю, так что какого то одного угла панацейного для всего нет в принципе. Кость еще к тому же, я про цевку, зачастую на поверхности более жесткая и хрупкая, а к середине становиться более мягкая и пластичная…вот и рыскаешь туда сюда…ищешь пятый угол.

Вот так в общем. Если что то не понятно написал или вопросы есть, пишите, все расскажу что знаю. Спасибо!

www.rezbaderevo.ru

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]