Маркетри — техника инкрустации мебели: особенности получения на дереве объемного изображения мозаикой из шпона

Маркетри (от французского marqueter — «видоизменять») — это разновидность инкрустации, техника отделки поверхностей путем наклеивания декоративных элементов из шпона (тонкой фанеры) на деревянную основу. Маркетри широко используется для художественного оформления предметов мебели и декора в виде красивых узоров, орнаментов или рисунков.

Маркетри — это древнее ремесло, в котором мастер с помощью режущих инструментов и клея создает уникальные произведения искусства. Эта техника инкрустации требует от художника огромного терпения и усидчивости, а также обязательного наличия таланта и работоспособности.

Что такое Маркетри

Чтобы понять откуда взялся этот вид художественного оформления, необходимо обратиться к истории появления этого декоративного искусства. Так как инкрустация – это древнейшая техника, то покрытие облицовочным материалом строений из глины был известен ещё в древней Месопотамии и Древнем Египте.

Кирпичные и бетонные здания римлян покрывались снаружи и внутри мраморными плитками разных оттенков. Украшение мебели также осуществлялось римскими художниками.

Об этом свидетельствуют найденные исследователями вещи старины, имеющие двухсотлетнюю историю. Однако прекращение существования Римской империи стало причиной ухода этого древнего искусства в небытие.

Его возрождение началось в 16 веке в городах Европы – Флоренции и Неаполе. Однако итальянские мастера явное предпочтение отдавали камням, считавшимися драгоценными, и природному мрамору.

  • Полностью искусство возродилось во Фландрии. Ценные породы дерева доставлялась кораблями в самый крупный порт моря Антверпен.
  • Ассортимент, изготавливаемый местными мастерами, был широк и разнообразен.
  • Из шпона изготавливали шикарную мебель, предметы для бытового пользования, панно, музыкальные инструменты, колонны, которые украшали разными рисунками.
  • Из дерева создавались сюжетные линии на различные темы.

Самый расцвет техники маркетри произошел в 17 веке. Украшенные шпоном предметы могли позволить себе богатые и зажиточные французы, англичане, немцы.

Начиная с 18 века, популярность маркетри постепенно снижается. Чего не скажешь о наших днях, когда предметы старины, выполненные в этой уникальной технике, оцениваются очень дорого.

Быстрый обжиг изменит цвет шпона

С помощью горячего песка сделайте концы прямоугольников более тёмными, как бы уходящими в тень, чтобы создать иллюзию переплетения полос.

Установите регулятор нагрева электрической плитки в среднее положение и поставьте на плитку небольшую чугунную сковороду, на 2/3 наполненную мелким песком. Потренируйтесь с обрезками шпона и определите оптимальное время выдержки светлых прямоугольников в песке до получения желаемого цвета. Затемните оба конца каждого прямоугольника (фото D).

Известные маркетристы

Мастера, владевшие этой старейшей методикой декорирования, сделали всё возможное для её становления и процветания.

  • Хорошо известный своим современникам художник Андре-Шарль Буль является непревзойдённым мастером в области декорирования деревом. Имя художника носит нарядный стиль маркетри, а продолжателями его дела явились его сыновья и ученики. Благодаря королю Франции гениальный француз имел собственную мастерскую.
  • Другой не менее известный мастер, немецких кровей, Жан-Франсуа Эбен был очень востребован у заказчиков из-за своего уникального умения создавать сложные механизмы при изготовлении изысканные предметы интерьера.

Немец по происхождению Жан-Анри Ризенер работал мебельщиком при дворе короля Людовика шестнадцатого, популярными в его работах были стили неоклассицизма и рококо.

Давид Рёнтген — также художник немецких кровей, его работы раскупались германскими, российскими и французскими монархами. Непревзойдённый мастер создавал рисунки в стиле рококо, в своих шедеврах использовал недешёвые породы дерева.

Новые техники

Современный маркетри шкаф из Тасманский пиломатериалы.
В 80-е годы Жорж Вриз разработал технику, называемую VRIZ, когда два слоя шпона накладываются друг на друга и шлифуются через верхний до прозрачности волокон. Это использовалось в основном во Франции профессионалами и студентами маркетри École Boulle. Своей техникой Жорж Вриз способствовал возрождению маркетри, который он назвал РЕНЕССАНС. Он запускает современный маркетри. В США эту технику использовал в Американской школе французского маркетри один из преподавателей, художник Патрис Лежен. Сотрудники школы также предлагают новое название для этого: «Учитывая, что« пирсинг »- досадная ошибка в мире облицовки, мы решили использовать вместо этого слово« Fusion », которым художник выражает свое намерение шлифовать шпон как декоративный, фактурный эффект, а не как ошибка ».

  • VRIZ — ombres et lumières. (1994)
  • ВРИЗ — empreinte (1985)
  • ВРИЗ — Femme aux violons (1984)
  • ВРИЗ — Espace (200×240 см)

Патрис Лежен снова использует технику, которую он называет «опрыскивание»: используя отходы — опилки, стружку, скребки и т. Д. — в качестве пигментов для создания различных эффектов. Возможно, это уже не маркетри в чистом смысле слова, поскольку он перетекает в текстурированную живопись, даже в некоторой степени в коллаж. Эту технику также изобрел Жорж Вриз, который применил ее на серии больших панно, выставленных в Париже на арене. В 1996 году он использовался в основном во Франции профессионалами и студентами École de la Bonne Graine.

Передовые технологии также применялся в маркетри. Среди них лазерная резка, где дизайн нарисован или импортирован как CAD или вектор напильником и каждый кусок вырезается отдельно; для каждой породы дерева и толщины может потребоваться определенная регулировка мощности луча; смещение будет определять зазор между деталями. В некоторых случаях луч оставляет темный край из-за высокой температуры, необходимой для процесса.

Особенности и виды маркетри

В технике маркетри кроме дерева можно применять и другие материалы. К примеру, кость слоновая, черепаший панцирь, солома, вставки из олова и латуни.

Самый простой вид маркетри состоит из отделки поверхностей элементами декора, сделанными из фанеры двух разных цветов. Такая древесина, как красного и чёрного дерева применяется для создания шпона.

Предметы искусства в технике маркетри можно определить по типу шпона, его толщине, покрытия, прессования, а также по типу дополнительной обработки.

Варианты набора деревянной мозаики

За долгий век существования маркетри мастерами-краснодеревщиками было придумано множество способов создания мозаики этого вида. Перечислим некоторые из них.

Обратный набор на бумагу

Лист бумаги, на который нанесен эскиз будущего изображения, крепят к доске. Из древесины вырезают необходимые фигурные элементы и приступают к работе. Отправной точкой набора становится левый верхний угол композиции. На лицевую сторону каждой детали с помощью небольшой мягкой кисточки наносят глютиновый клей и приклеивают кусочки шпона на бумагу в соответствии с эскизом. В процессе работы мастер старается как можно плотнее подогнать элементы мозаики друг к другу, проверяя качество работы на свет. Это самый простой способ набора, однако между стыками деталей нередко встречаются просветы, которых в идеале быть не должно.

Набор по принципу мозаики

Готовый макет разрезают на детали и переносят их на тонкие деревянные листы (шпон). Сначала набирают основные элементы, которые служат в основном фоном, затем врезают более мелкие детали. Когда все элементы выпилены, их прикладывают к бумажному макету в виде мозаики, скрепляя с помощью скотча с лицевой стороны. В ходе работы всеми силами стараются избегать зазоров, просветов и трещин на древесине, а скотч приклеивают крайне осторожно – сдвиги и морщины на его поверхности не допускаются.

Набор в бумагу

Сначала на плотном ватмане четко прорисовывают тонкие контуры элементов, а затем, поставив нож в вертикальное положение, вырезают одну деталь, чтобы прикрепить ее на шпон. Выпавший бумажный элемент на деревянном листе тщательно обводят ножом по контуру: так получают деталь, которая как нельзя точнее впишется в паз. Ее приклеивают бумажным скотчем с обратной стороны к соседним, смежным с нею, элементам. Таким же образом вырезаются все элементы, по их контуру – деревянные детали, которые затем наклеиваются на ватман. Так макет из бумаги постепенно сменяет шпоновый набор без промежутков и нахлестов.

Набор в шпон

На деревянную основу через копировочную бумагу переносят рисунок и вырезают в шпоне детали по контуру. Потом из деревянного сырья другого вида изготавливают необходимые вставки для заполнения ниш на фоновой доске. Между собой элементы соединяют бумажным скотчем.

Техника Буля

Способ получил название в честь французского мебельщика Андре Шарля Буля, который во времена становления маркетри как самостоятельного искусства внес немалую лепту в его развитие. При необходимости получить два одинаковых орнаментальных набора с фоном и изображением работают одновременно. Два деревянных полотна (одно фоновое, другое для изготовления фрагментов композиции) приклеивают к плотной бумаге и складывают вместе, скрепляя их в нескольких местах специальной клеящей дисперсии. На верхний деревянный лист переносят задуманное изображение и по контуру режущим инструментом выпиливают все его элементы. Когда деревянные листы отсоединят друг от друга, выходит сразу по две ниши и по две вставки для двух противоположных по цветовому решению наборов.

Сферы применения маркетри

Сегодня сфера применения техники маркетри обширна. Любой предмет, будь то шкатулка или коробка, настоящий мастер может превратить в настоящий шедевр, который будет отличаться уникальностью.

Маркетри может украсить даже недорогой предмета интерьера. Изделия из мебели, украшенные мозаикой из шпона, приобретают совершенно другой вид. Это может быть имитация какого-нибудь портрета, природного пейзажа или натюрморта с цветами.

  • Техника мозаики лучше всего подходит для изготовления эксклюзивной мебели.
  • Для украшения дверей внутри помещения используется аппликация, выполненная из шпона. Рисунки могут быть самые разнообразные, начиная от геометрических узоров и заканчивая природными пейзажами.
  • Техника маркетри активно применяется при создании какой-нибудь сувенирной коллекции вещей. Ими могут быть шкатулки, зеркала, панно на стену, а также часы, иконы.

Такие материалы, как керамика, дерево, мрамор, поделочные и драгоценные камни используются для декорирования в прикладном искусстве. Также для инкрустации предметов мебели применяется флорентийская мозаика, которая выполняется из пластинок малахита, яшмы, родонита и лазурита.

Мелкими кусочками смальты и цветного камня украшают вещи в технике римской мозаики. Кубики маленьких размеров позволяли воспроизводить живописные картины с высокой точностью в изображении. Продукции римских мастерских, где выполнялась мозаика на заказ, пользовались особой популярностью.

Нарезка полос шпона

Для этого узора требуется 63 квадрата и 62 прямоугольника, но не помешает иметь несколько лишних деталей. Чтобы вырезать детали, потребуется острый нож, металлическая линейка и рабочая лоска. Рабочую доску можно сделать из куска фанеры или ламинированной древесно-стружечной плиты, добавив деревянную рейку-упор, к которой прижимается край шпона. Сначала изготовьте 10-миллиметровый шаблон из обрезка толщиной не менее 12 мм.

Прижмите кусок чёрного шпона к рейке-упору и с помощью шаблона расположите линейку параллельно упору с отступом 10 мм (фото А). Отрежьте несколько полосок обшей длиной не менее 60 см для изготовления квадратов (фото В). Затем отрежьте ещё две полоски длиной 300 мм и отложите в сторону. Состыкуйте кромки отрезанных ранее полос, скрепите полосы скотчем и разрежьте на квадраты (фото С).

Чтобы сделать шаблон для светлых прямоугольников, скрепите скотчем две отложенные чёрные полоски, состыковав их кромки.

Отрежьте несколько 20-миллиметровых светлых полос обшей длиной не менее 2400 мм. Как и ранее, состыкуйте кромки этих полос, скрепите скотчем, обрежьте один конец под прямым углом и прижмите этот конец к рейке-упору. Соединив скотчем две 20-миллиметровые полоски, используйте их как шаблон для установки линейки, чтобы разрезать полосы на прямоугольники.

Маркетри в современной интерпретации

Сегодня инкрустацией мебели деревянным шпоном ценных пород дерева заинтересовались современные дизайнеры. Так в моду вновь вернулась старинная техника, но уже в новой интерпретации.

К примеру, серия Patchwork марки Morelato состоит из предметов, покрытых шпоном из ореха, клёна, вишни, падука, а также эбенового дерева.

Или взять, к примеру, дизайнера Жан-Марк Гади, выпустившего совместно с краснодеревщиком Craman Lagarde коллекцию Timber. Здесь сложнее узоры и разнообразнее породы деревьев.

  • В руках многих дизайнеров маркетри становится искусством.
  • Взять хотя бы классика Этторе Соттсассе. Его коллекция комодов увидела свет в 1999 году.
  • Мастер, работающий с красным деревом, Андреа Федели перенес на фасады комодов рисунки Соттсассе с изображением архитектуры, используя разноцветный шпон.

Став частью современного дизайна, техника маркетри претерпела внешние изменения, но осталась такой же роскошью, как и раньше.

Нож-резец: как сделать самому

Основным приспособлением мастера является специальный стальной нож с плоским скошенным лезвием. Если не нашли готовый в продаже, его легко изготовить самостоятельно из медицинского скальпеля. Его часть нужно затупить на точиле по всей длине и приделать ручку. Или можно просто обернуть его нижнюю часть изолентой. Как вариант, можно усовершенствовать опасную бритву, притупив ее нижнюю часть, чтобы избежать порезов пальцев, и обернув изолентой или скотчем. Таких инструментов должно быть несколько: для мелких и крупных деталей. Из чего бы ни был изготовлен нож-резец, из основных параметров можно выделить следующие: толщина лезвия — от 1 до 1,5 мм, ширина — от 10 до 15 мм, длина — от 15 до 20 мм, угол скоса — 30-45 градусов.

Фото идей для создания маркетри

Соберите узор

Чтобы летали узора оставались на месте и вы могли продолжать сборку, положите лист так называемой контактной бумаги липкой стороной вверх, подложив снизу кусок картона (фото Е). Разметьте на контактной бумаге две перпендикулярные линии, пересекающиеся в центре листа. Эти линии помогут аккуратно

расположить летали, чтобы готовый узор получился прямоугольным. Укладывайте квадраты и прямоугольники лицевой стороной вниз (фото F и G).

Если некоторые детали сдвигаются или слабо держатся на липком слое контактной бумаги, временно закрепите их прозрачным скотчем. Собрав узор полностью, обрежьте его края (фото Н, I, J).

Добавьте красивую кайму

Вырежьте 5-миллиметровые полоски из чёрного шпона, а из орехового шпона — полосы шириной 25 мм таким же способом, как ранее. Прикрепите эти полоски к краям узора (фото К) с перехлёстом на углах. Разрежьте места перехлёста наискось от внутреннего угла к внешнему (фото L). Сделав косые стыки на всех четырёх углах, переверните набор и наклейте на кайму полосы малярного скотча. Удалите прозрачную плёнку с лицевой поверхности.

Краткий совет! Наклейте прозрачный скотч диагонально на все углы с обеих сторон, чтобы избежать появления трещин при разрезании шпона.

Наклейте гуммированную ленту

Прежде чем приклеить готовый набор к основе, малярный скотч необходимо удалить. Для этого сначала увлажните полоски гуммированной ленты и оклейте ими всю лицевую сторону набора (фото М). Сырая бумажная лента при высыхании стягивает шпон, и набор может покоробиться. Не паникуйте! Он снова станет плоским после приклеивания к основе. Когда лента высохнет, осторожно отделите малярный скотч, отрывая его под углом 45° к направлению волокон. Тяните скотч вдоль поверхности набора, чтобы случайно не оторвать одну из деталей.

Краткий совет! Если при удалении скотча один из кусочков шпона выпадут из набора, вставьте его на место и закрепите каплей клея, втирая его пальцем в швы

Слегка увлажните гуммированную ленту с помощью мокрой губки и наклейте её на лицевую сторону набора. Высыхая, эта лента плотнее стянет стыки деталей из шпона.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]