Сортиментные заготовки с помощью пилы и форвардера
Когда для сортиментных заготовок используется бензопила, чтобы сделать повалку дерева, требуется соблюдать максимальную осторожность. Во время распиливания бревна нужно стараться, чтобы обрабатываемые сортименты соответствовали всем стандартам производства. Обработанное бревно раскладывается в штапеля по пути следования форвардера, что ускоряет его работу.
При сортиментных заготовках бензопила играет главную роль в рабочем процессе. Инструмент должен быть небольшого веса, это делает пилу удобной в управлении. Нужно, чтобы пила соответствовала характеристикам безопасности рабочего и не оказывала вредного влияния на его будущее самочувствие. Бензопила должна обслуживаться ежедневно соответственно технологическим требованиям, что повысит эффективность и безопасность её работы, а также увеличит эксплуатационный срок. Экипировочное снаряжение вальщика деревьев составляет шлем с защищающим визером, плотные наушники, рабочие перчатки и удобная обувь.
Для безопасности и эффективности сортиментных заготовительных работ, нужна планировка рабочих действий. Также нужно предварительное распланирование и разметка ленточных волоков.
По завершению лесозаготовок обработанные брёвна и полученные с них материалы складируются в штабеля, рассортированные по сортиментным параметрам и помещены в зоне действия гидроманипуляторного крана, установленного на форвардере. По месту заготовки во время проведения работ рекомендуется оставлять большое количество древесного мусора, это обеспечивает защиту почвенного слоя.
Доходность сортиментных заготовок
Сегодня, при современных машинных технологиях, эффективность сортиментных заготовок зависит от их правильного использования. Немаловажную роль в этом играет профессионализм всего рабочего коллектива – от водителя форвардера, до начальника участка. От каждого требуется постоянное повышение его рабочей квалификации и прохождение соответствующего обучения. Продуманная планировка каждого рабочего участка, это основа успешной работы. Своевременно принятые решения по распределению участка, установка его границ, позволяет совершенствовать рабочий процесс, а чёткое распределение путей следования колёсной техники может свести наносимый природе урон к ничтожному минимуму.
Основные магистральные направления должны подвергаться постоянным инспекторским проверкам, мобильно ремонтироваться и, по мере изнашивания, проходить полную модернизацию. Планировочные работы должны проводиться в полном соответствии с картами местности и письменными инструкциями. В идеальных случаях, рабочие лесозаготовок сами осуществляют планировку участка, исходя из его рельефа и учитывая технологические особенности колёсной автотехники и наличия необходимого лесоматериала.
Дальнейшая работа по сносу деревьев проходит по заранее намеченной планировке. Отныне успех выполняемых работ от каждого его участника и общей сработанности всего коллектива. Приветствуются общие собрания, на которых должны осуждаться рабочие вопросы и обмен производственным опытом.
Система лесозаготовительных работ с проведением первичной обработки материала непосредственно на месте, наличие компетентного рабочего персонала и конкретный план проводимых рабочих действий – вот залог существенного снижения производственных затрат. Критический фактор, влияющий на доходность сортиментных заготовок, это правильно выбранный участок для проведения лесозаготовительных работ, на котором есть материал, соответствующий запросам лесопилок. Чтобы увеличить доходность сортиментных заготовок нужно неустанное слежение за качественными показателями вырабатываемой продукции и повышение производственной эффективности.
Сортиментная заготовка древесины – это очень важная работа, обеспечивающая качественным материалом многие промышленные предприятия, продукция которых существенно улучшают нашу жизнь.
Методика сортиментных заготовок
При проведении сортиментных работ вальщикам нужно помнить про два важных условиях:
- Обеспечение лёгкого выравнивания обрабатываемого сортимента.
- Работу нужно планировать так, чтобы обработка стволов проводилась на комфортной высоте.
Первое обеспечивается валкой дерева в сторону обрабатывающего пункта. Второе включает в себя поперечную валку дерева на подготовленный штапель, либо каменную кучу или пень.
Для повышения эффективности лесозаготовительных работ валка деревьев проводится с таким расчётом, при котором падение ствола происходит в строго рассчитанной точке. Чтобы облегчить контролируемое падение в необходимом направлении, сруб рекомендуется проводить под прямым углом к месту падения ствола. Запил дерева толщиной в пару сантиметров осуществляется по направлению падения, это облегчает управление падением. Для достижения ювелирной точности применяются клинья и специальные рычаги.
В процессе удаления веток вальщику нужно держать бензопилу под определённым наклоном к стволу и проводить их удаление по выработанной системе. Вальщик должен замерить параметры длины и толщины бревна, это поможет определению того, какими сортиментами можно разжиться из этого бревна. С помощью рабочего инструмента определяется точка распиливания. Чтобы продолжить работы, вальщик проводит спиливание всех веток, после чего обработанные стволы деревьев собираются в штабеля, расположенные путей следования форвардеров.
Обыкновенно предварительная маркировка деревьев не проводится. Поэтому, получив инструкцию, вальщику нужно непосредственно на месте сортиментных лесозаготовок определять, какое дерево подлежит спиливанию, а какое нет. Это позволяет проводить вырубку деревьев выборочно и с максимальной эффективностью.
Перевозка лесоматериалов форвардерами
Сортиментная заготовка древесины имеет преимущество в том, для транспортировки древесного материала непосредственно внутри лесных массивов не нужна крупногабаритная грузовая автотехника. С её функциями отлично справляются сравнительно компактные и вездеходные форвардеры. Эти машины, осуществляющие перевозку обработанного сортиментного материала, играют роль связующего системного звена в заготовке небольшого сортимента. Полно приводная управляющая система форвардера позволяет ему передвигаться по сложно пересечённой местности. У них повышенная устойчивость и уникальная проходимость даже по захламлённым и болотистым территориям с присутствием на них разного рода преград, будь то глубокая яма или высокий пень. Если нужно минимизировать давление на почвенный покров, шины можно приспустить, либо использовать покрышки больших диаметров. Чтобы ещё больше увеличить вездеходность машины, её колёса оборудуются специальными цепями.
Форвардер производится на шести- и восьмиколесной базе. Он оборудован уникальной ходовой системой, каждое колесо имеет независимую гидравлическую подвеску, это позволяет изменять ходовой просвет на разных рабочих и дорожных поверхностях и компенсировать уклоны. Когда работы проводятся на крутом склоне, несущая рама форвардера остаётся в горизонтальном положении. Дорожным просветом регулируют оператор при помощи механического органа, управляющего гидравлическими подвесками, либо это проводится в автоматическом режиме во время преодоления форвардером какого-либо препятствия. Машины грузоподъёмностью свыше 10-ти тонн оборудованы специальными захватывающими механизмами, позволяющими осуществлять загрузочные и разгрузочные работы в автономном режиме.
Для повышения эффективности работы форвардера нужно свести его порожние перемещения к минимуму. Работа машины должна начинаться с дальней отметки рабочего участка и по ходу следования к точке переработки форвардер возьмёт максимальное количество сортиментов. Когда водителю удастся загрузить одноразмерный сортимент, появляется возможность сразу направляться к пункту погрузки. Это поможет не смешивать между собой разно размерные сортименты. Больше половины рабочего времени водитель форвардера должен посвящать управлению грузоподъёмными механическими захватами, поэтому у него должны быть навыки подбирания брёвен и умение гасить амплитуду его раскачивания в воздухе.
Хорошая планировка работ и аккуратная перевозка древесного сортимента позволит избежать губительных последствий для окружающей среды. Понятно, что колёсная техника должна меньше передвигаться по поверхности с мягкой почвой, за исключением её замерзания. К тому же нужно не допускать нанесения повреждений рядом стоящих деревьев при погрузочно-разгрузочных работах и при транспортировке.
Вывоз сортиментного материала
Транспортировку сортиментных материалов из лесных массивов осуществляют сортиментовозы. Их размер и конструкции регулируются местными дорожными правилами. Чтобы достичь минимизации затратных действий на выработку единицы готового материала и совместить это уменьшением пагубных влияний вредных газовых выхлопов, нужно максимально загружать сортиментовозы. По длине такие автопоезда могут быть больше 25-ти метров, а по грузоподъёмности достигать отметки в 40 с лишним тонн. Почти все сортиментовозы имеют специальный погрузочный манипулятор, используемый для погрузочных работ и с почвы, и с форвардерных машин. Чтобы обеспечить максимальную загрузку, погрузочный механизм легко демонтируется.
Общие сведения о сортиментных заготовках древесины
Сегодня никто не сомневается в том факте, что самым эффективным методом грузовых транспортировок являются автомобильная техника на колёсной базе. Поэтому она стала основой технологического процесса сортиментных древесных заготовок. Очевидность преимуществ такой основы не подлежит сомнению. Перечислим главные из них:
- Сортиментная древесина, стрелеванная с помощью форвардеров, остаётся чистой и не порченой, поскольку нет соприкосновения с дорогой во время транспортировки.
- Колёсная база современных форвардеров имеет характеристику, позволяющую минимизировать нажим на почву в процессе лесозаготовительных работ и перевозки древесины.
- Крупногабаритный груз тоже может перевозиться на колёсных форвардерах, что делает лесозаготовительную работу менее затратной. К тому же, отпадает нужда в инфраструктурном развитии автомобильных магистралей, необходимых для перевозки древесины.
- На колёсной технике можно без труда перемещаться и по обыкновенным трассам, совершая транспортировку древесины в близлежащие пункты назначения.
- Лесозаготовительные работы, то есть обработка поваленного дерева, проводятся непосредственно на месте повалки с использованием бензопилы или валочно-раскряжевочно-сучкорезных машин. Современная сортиментная лесозаготовка позволила минимизировать перевозку лишнего груза. Необходимо заметить, что для восстановления лесных фондов, нужны питающие компоненты, которые содержатся в верхних частях дерева.
- Если ствол дерева подвергается распилу непосредственно на месте валки, возможна доставка сортиментов некоторых объёмов прямиком на складские помещения.
- Сортиментные лесозаготовки обладают системно-технологическими преимуществами, которые способствуют развитию промышленных деревопереработок и восстановительных лесных процессов. А конечные потребители не могут ни заметить улучшения продукции.